Первая древнегреческая философская школа. Она была сформирована в $6$ веке до н.э. в древнегреческой колонии Милете, Малая Азия.
Её основателем был Фалес Милетский.
В состав школы входили также Анаксимандр и Анаксимен.
Эта философская традиция относится к раннему, досократическому периоду формирования античной философии.
Основным направлением школы было изучение проблемы первоначала, природы, что позже вылилось в натурфилософию.
Одним из центральных понятий античной философии является понятие «природа», которое на протяжении данного периода поддавалось различным интерпретациям.
Таким образом, милетцы полагали, что в основе бытия всего сущего лежит единое, бесконечное первоначало.
Во всём многообразии мира находится одно начало. Это, в последствии, выльется в становление древнегреческой диалектики.
Благодаря идее первоначала философы отмечают единство этих противоположностей, они происходят из одного основания. И это единое основание не тождественно ни одной из этих противоположностей.
Фалес внёс большой вклад в древнегреческую философию
Он известен своими открытиями, которые он совершил благодаря путешествиям. Он собирал знания из Египта, Персии, Сирии, формируя из них уже известную античную мудрость. Его Вавилонское образование предоставило ему возможность изучить работы халдейских учёных. Во время путешествий он ознакомился с местными геометрическими знаниями, что привело к формированию уже упорядоченной системы знаний в этой области.
До нас дошли многие его геометрические формулы: «Все углы над гипотенузой являются прямыми». Все эти разнообразные интересы повлияли на его философское мышление. Геометрия, считавшаяся очень развитой наукой, воздействовала на взгляды философа и его понимание сущности мира.
Очень важна для первых философов наука астрономия. Опираться на астрономический материал, означало заниматься истоком, в котором брала своё начало идея Космоса. Ранее она основывалась только на мифологической фантазии. Хотя астрономия не стала в этот период наукой в современном смысле слова, но она была существенно отличной от прежнего миропонимания.
В рамках математических знаний милетских философов выходит на первый план абстрактные обобщающие построения, опирающиеся на доказательства.
Это ощущаемые новшества античной культуры и философии.
К первым философам милетской школы принадлежат вопросы об изменении состояния тел. Проблема сжатия и расширения тела становится одной из тем античной философии. К проблемным вопросам относилась также причина движения тел.
Чтобы дать ответы на эти вопросы, нужно осмыслить сами тела, в обособленности и взаимодействии друг с другом. Время физики, как точной науки ещё не пришло, но вопросы уже были поставлены. Решались они с точки зрения философии. В осмыслении процессов рождения и умирания для первых греческих философов не было главным, идёт ли речь о одушевлённом или неодушевлённом предмете, всё это подпадало под более общую проблему рождения и гибели.
Так, вопросы физики, изначально были приняты в широком философском плане. Античная мысль видела причину рождения и гибели всего в мире как необходимость. Это объективная сила, от которой нельзя уйти.
Первые философы-греки, таким образом, были и физиками, и космологами, и этиками. Это поиск единого ответа почему и из чего. Это проблема поиска единого начала, при помощи которого можно дать ответ на все вопросы. Это всё относится к воззрениям, что Космос, природа , первоначало должны быть однородными и едиными. Именно в этом ракурсе развивается вся первая милетская традиция.