«Философия Древнего Востока» - это учебное пособие, написанное заслуженным деятелем науки России и специалистом по восточной философии М.Т. Степанянц. Книга носит характер вводного курса в проблематику древних индийской и китайской философских традиций мысли.
Появление восточной философии
М.Т. Степанянц относит появление восточной философии к $VI в. до н.э.$ и проводит параллели с аналогичным процессом в Древней Греции.
Причину формирования философии как отличного от мифологического и религиозного типа мышления Степанянц видит в присутствующей в Индии и Китае на тот момент общественной нестабильности. Кроме того, здесь присутствовало критичное отношение к традиции, к религиозно-мифологическому мировоззрению.
Так все основные индийские философские школы (санкхья, вайшешика, йога, ньяя, миманса, веданта), буддизм, джайнизм и материалистические учения переосмысливают духовное и интеллектуальное наследие брахманизма. В Древнем Китае проходили аналогичные процессы, приведшие к «золотому веку» китайской философии. В этот период появляются основные школы философии:
- конфуцианства,
- даосизм,
- моизм,
- легизм.
Онтология
Степанянц начинает характеристику содержания восточной философии с обращения к изучению онтологической проблематики.
В первую очередь мыслитель прошлого стремился понять происхождение мира, его первоначала. Здесь подвергаются сомнению мифологические взгляды на начало вселенной, акцент делается на поиске причины.
В индийской философии, как указывает Степанянц, происходит разграничение понятий бытие и небытие. Бытие – это образец гармонии, организующее мир понятие, в то время как, небытие являет собой хаотическое начало, дезорганизующее достигнутый вселенский порядок. Брахман – это бытие в объективном модусе (абсолютная духовность), Атман – бытие в субъективном модусе (душа).
В китайской философии большее, чем онтология, развитие получило этическое и социально-политическое учение. Но все же категория бытия присутствует. М.Т. Степанянц как проявление онтологической тематики рассматривает понятие дао. Дао – это единое, сверхбытие, основа всего существующего и образ постоянного движения, непрекращающегося пути.
Кроме того, в восточной философии, как и в Древней Греции, особое внимание уделялось первоначалу мира. В целом, списки первоначал и в древнегреческой, и в древневосточной философиях совпадают. Только наравне с классическими – землей, водой, воздухом, огнем – в китайской философии присутствует еще два элемента: металл и дерево.
Гносеология
М.Т. Степанянц, как классический историк философии, после обращения к онтологии заостряет внимание на гносеологии.
Обращаясь к индийской философии, Степанянц изучает гносеологическую полемику, которая велась между философскими школами. Суммарно они вели речь о следующих гносеологических категориях:
- восприятие,
- логический вывод,
- авторитетное суждение,
- предположение,
- сравнение.
Также Степанянц ссылается на известного востоковеда Ф.И. Щербатского, разделившего индийскую логику на два направления: реалистическая и нереалистическая эпистемологии.
Реалистическая логика (школы ньяя и вайшешика)– признание познаваемости и реальности нашего мира. Разум познает предметы и явления мира на основе чувственных данных.
Нереалистическая логика (буддизм) – все объекты и явления мира по своей сути относительны, поэтому нельзя с полной уверенностью говорить об их реальности.
В древнекитайской философии гносеологическими вопросами занималась школа моистов. Здесь логики вели речь о причинах познания, категориях сходства и различия, понятии противоположность.
Антропология
В древневосточной философии человек, на что указывает Степанянц, рассматривался с двух позиций. Макро позиция – присутствие «прачеловека», из которого творится мир (в Индии – Пуруша, в Китае – Паньгу). Мезо позиция – человек как существо, призванное к морально-нравственному совершенству. В Индии – это достижение просветления, выход из «колеса сансары». В Китае – идеал «благородного мужа».