Особенности восточной философии
В литературе по истории философии восточной философией исследователи чаще всего называют индийскую и китайскую.
Восточная философия отличается следующими особенностями:
- в философии Востока главной темой является морально-нравственное совершенствование человека;
- восточная философия (в основном индийская) эзотерична, основным из ее вопросов является разработка мистических учений;
- восточная философия (китайская) тесно связана с социальным учением и с теориями государства.
В рамках истории восточной философии исследователи выделяют: индийскую и китайскую философии. Философия здесь явилась отражением мировоззренческих и мистико-религиозных воззрений, образа жизни Индии и Китая. Восточная философия получила развитие в традиционном обществе, в котором господствовало почтительное отношение к авторитетам, обязательная ссылка на традицию и синкретизм мышления. Это во многом повлияло на развитие философии и на создаваемые ей теории.
История индийской философии
Появление индийской философии учеными датируется I тысячелетием до н.э., ко времени появления в Индии государств. В рамках развития индийской философии можно выделить три периода: ведический, классический (V вв. до н.э.-X в. н.э.) и неклассический (X в. по настоящее время).
Ведический период. Этот период характеризуется единством мифологического, религиозно-мистического и философского мышления. Свое развитие получает традиционная индийская религия – брахманизм. Основным источником мудрости предстают Веды. Ведическую литературу нельзя всецело отнести к философским произведениям, в ней отсутствует в строгом виде рациональность, стиль написания близок к фольклорному. Предметом описания Вед является Бог и его деяния как сакральные, так и Его проявления в материальном мире.
Как явление интеллектуальной культуры философия в Индии начинает формироваться с момента создания Упанишад. В Упанишадах появляются следующие ключевые философские понятия: Брахман, Атман, сансара, карма и др.
Классический период. В $VI в. до н.э.$ в индийской философии окончательно формируются школы. Они делятся на ортодоксальные (санкхья, веданта, миманса, ньяя, йога и вайшешика) и неортодоксальные (локаята, буддизм и джайнизм).
История китайской философии
Китайская школа вышла из мистических текстов гадательных практик и мифов.
Новым этапом развития китайской мысли стало появление классических книг китайской философии. Они представляют собой собрание мудрости по государственному устройству и философии, разных авторов и разного времени. На них ссылаются все мыслители Китая, а их знание служило экзаменом для вступления в должность чиновника. Среди них можно отметить:
- Книга истории (начало $I тысячелетия до н.э$) – собрание официальных документов, собрание исторических данных.
- Книга песен ($XI-VI вв. до н.э.$) представляет собой сборник народной и религиозной поэзии.
- Книга перемен ($XII-VI вв. до н.э.$) отражает переход от мифологического к философскому мышлению в Китае, содержит решение онтологических, гносеологических и антропологических вопросов.
- Книга порядка ($IV-I вв. до н.э.$) описывает правильный религиозный и политический церемониал.
- Книга весны и осени ($IV в. до н.э.$) служила образцом для решения этических вопросов и вопросов организации литературного текста.
Первую классификацию китайских философских школ можно найти в тексте Сыма Таня «Основные указания о шести школах», написанном в $II-I вв. до н.э.$ Им выделяются следующие школы: конфуцианство, даосизм, законники (легизм), моисты, натурфилософия и школа имен.
Итак, восточная философия интересна тем, что предлагает человеку путь самосовершенствования, духовного роста, во многом отличный от европейского. Человек – это ключевая фигура жизни всего мироздания. Кроме духовно-мистической стороны в восточной мысли обращает на себя внимание ее обращение к анализу правильного устройства общества, к теории государства.