Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Основные характеристики русской философии

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / История русской философии / Основные характеристики русской философии
Основные характеристики русской философии
Определение 1

Русская философия – это философия Предупреждения. Ее главное направление – нравственный запрет на социальный проект, любой «прогресс», если в основе своей они подразумевают принуждение, насилие над отдельной личностью или общество в целом.

Жанр антиутопии в отечественной философии и литературе связывают с работами Достоевского По данной теме мы уже выполнили реферат Философия человека в творчестве Ф. Достоевского подробнее и Соловьева По данной теме мы уже выполнили реферат Владимир Соловьев подробнее , в последующем этот жанр триумфально продолжен и развит мыслителями и художниками России 20 века. Этот жанр зачастую требует отказа от академических форм теоретизирования, от чисто рационалистического способа доказательства и обоснования прочувствованных, пережитых и выстраданных истин, а это по существу предполагает язык притч, , проповеди, исповеди.

Помощь со студенческой работой на тему
Основные характеристики русской философии

Сверхнационалистический способ и характер отечественной философии в большинстве своем сплочен с православным, восточно-христианским мировоззрениеми мироощущением русского народа. Эта специфика была подмечена одним из видных отечественных мыслителей – Н.А. Бердяевым (1874-1948), который отмечал, что русские никогда не допустят открытия истины чисто интеллектуальным, рассудочным путем. Она есть лишь суждение и поэтому ни гносеология, ни методология не в силах нарушить этого дорационального убеждения русских, что познание сущего становится возможным лишь цельной жизни духа, лишь полноте жизни.

Замечание 1

Следует обратить внимание, что отечественная философская мысль, русская духовность традиционно выступали оппозиционно по отношению к западноевропейскому (буржуазному) рационализму, для которого характерен прагматизм, рассудочность и, прежде всего, стремление «подавить» единичное общим, а живую жизнь – неживыми законами логики. В однобоком рационализме западной философской мысли отечественные исследователи усматривают ее кризис, заключающийся в измене гуманистическому духу философского сознания в целом. Особенно с антипатией русские философы относились к позитивизму, вполне правомерно и обосновано отмечая, что именно в нем воплощается типичный тупик всего теоретического мышления, самоумерщвления самой философии.

Так, В. Соловьев отмечал, что основной социальный источник такого типа мышления это раздробленность, раскол самой общественной жизни, становящийся возможным в условиях буржуазного разделения труда. Вместе с тем, В. Соловьев «частичному» сознанию противополагал идеал неделимого знания, имея в виду под ним органический синтез науки, философии и религии. Подобную цельность сознание приобретает лишь пребывая в состоянии всеохватывающей, космической любви, смысл который заключается в антиподе эгоизму, а следовательно, антиподе тому обществу, которое основано на выгоде или расчете (иначе говоря, обществу потребления).

Русская философия высказала и отстаивала антибуржуазные ценности, тем самым подчеркивая «неистинный», преходящий характер западноевропейского типа развития.

Несмотря на антибуржуазный дух русской философии отметим, что это вовсе не означает ее социалистического характера в марксистском, более того в марксистско-большевистском смысле.

В большинстве своем это справедливо и по отношению к работам Достоевского, который в равной мере отрицал как торгашеский мир буржуа, так и «муравейник» тоталитарной диктатуры «лекарей-социалистов». Обратим внимание, что отечественная философская мысль ни в коей мере не отрицала значения и роли материальной стороны социальной жизни – отрицалось лишь превращение ее из средства жизни в ее цель и смысл.

Русская философия пророчествовала об общества, в котором беспристрастие любви ценится превыше всякого даже самого наиловкого расчета и крупнейшего предпринимательского успеха на рынке.

В программе Всеединства и цельного знания По данной теме мы уже выполнили доклад Идея цельного знания(Соловьев) подробнее был обозначен путь, который мог и должен был пересечься с основной линией европейской мысли, но раствориться в ней, а сохранить свой своеобразный путь в этом тандеме. Настоящее сближение и подлинное взаимообогащение европейской и отечественной философии – вопрос ближайшего будущего. Оно возможно необходимо как один из краеугольных камней «общеевропейского дома», фундамент которого сегодня закладывается.