Общие положения
Идеи французского Просвещения нашли отклик в интеллектуальной среде России второй половины $XVIII$ века.
Просвещение в России условно можно поделить на основании различия затрагиваемых тем три ветви:
- онтологическая и естественнонаучная проблематика (М.В. Ломоносов, Д.С. Аничков и др.);
- историософская и общественно-политическая проблематика (А.Н. Радищев, В.Н. Татищев и др.);
- «масонский круг» Н.И. Новикова;
- «просвещенное монашество» (митрополит Платон (Левшин) и др.).
Остановимся на характеристике указанных четырех направлений мысли.
Мир и природа в русском Просвещении
Ломоносов представитель научно-философского реализма. Он стоял на позиция атомизма в понимании материи, высказывал мысли об эволюции в природе.
В вопросе о соотношении науки и веры, считал, что рациональное познание природы и его законы не могут противоречить религиозной веры в Бога. Веры и знания обладают разными предметами и вполне могут сосуществовать.
Ломоносов в своей философии был близок к мыслителям Нового времени. Он был знаком с текстами Декарта. В своем определении материи русский мыслитель основывался на аналогичном декартовском. На воззрения Ломоносова на природу оказало значительное влияние учение Лейбница о «предустановленной гармонии» и его представление о природе как всецело наполненной жизнью.
Историософия и общественно-политическая мысль
В.Н. Татищев является одним из основателей русской исторической науки. Ему принадлежит первый научный труд по русской истории «История Российская». Основным же философским трудом Татищева является трактат «Разговор двух приятелей о пользе наук и училищах». Написан он в форме диалога, а по содержанию представляет собой энциклопедию, включающую в себя философское, богословское, научное, социально-политическое знание.
Татищев – деист, что проявляется в его понимании природы Бога. С одной стороны, Бог – это Творец, с другой стороны, он является частью сотворенной им природы. Материя, исходя из этого, по мнению мыслителя, является общим состоянием для всего живого.
В общественной мысли Татищев представляет идеологию «разумного эгоизма». Согласно с этой идеологией самым важным в жизни человека является любовь к себе. Любовь к Богу, ближнему уходит на второй план. Но такая любовь к себе должна сдерживаться разумом.
Татищев сторонник естественного права, которое он понимает как нравственное явление. Мыслитель рассматривает различные политические режимы, используя при этом историко-географический подход.
«Масонский круг» Н.И. Новикова
Н.И. Новиков не создал самостоятельной философской системы, ему была близка идеология масонов. На учение масонов повлияли идеи древних и средневековых алхимиков и теософов. Ключевая мысль масонства – поиск утраченной первоначальной мудрости, нравственное самосовершенствование.
В журналах, издаваемых Новиковым, философия трактовалась как «наука наук», главной целью которой является создание нравственно-императивной идеологии. Моральные нормы, следование им – это благо для масонского братства и для государства.
Человек в воззрениях Новикова является «владыкой мира». Совершенный человек тот, кто соединяет в себе разум о высокую нравственность и служение народу. Для достижения совершенства человек должен воспитывать свою душу, организовывать свой внутренний мир.
«Ученое монашество»
Этап в русской религиозной мысли называемый «ученое монашество» связан с именем Платона Левшина. В это время реорганизуется духовное образование, отказываются от схоластического типа образования, преподавать начинают на русском языке.
«Ученое монашество» соединило в себе идеи европейской философии Просвещения со святоотеческой мудрость христианства и исихазмом. «Ученое монашество» отстаивало идеи апофатического богословия, мысль об самоотвержении человеком себя («умирание в себе»), сам же человек понимался как до конца непостижимая тайна.