История, локация и причины появления
Ересь стригольников являет одной из самых известных еретических течений средневековой мысли Руси $XIV-XV$ веков.
Наибольшее развитие ересь стригольников получила, первоначально в Пскове, а в последствие в Новгороде. Многие церковные деятели эпохи рубежа $XIV-XV$ веков писали обличительные послания против ереси стригольников (среди них, митрополит Киевский Фотий и др.). К середине $XV$ века сведения о стригольниках прекращают появляться в дошедшей до нас богословской литературе.
Одной из главных причин появления ереси стригольников является, сложившаяся в рамках Русской Церкви, традиция давать плату за рукоположение в дьяконство, священство, монашество и епископство. Эта традиция была закреплена в церковных документах той эпохи.
Происхождение понятия
Среди исследователей не сложилось единого мнения по поводу происхождения понятия ересь стригольников. С одной стороны, встречается мнение, что термин произошел от профессии одного из ранних идеологов ереси жителя Пскова дьякона Карпа, который был парикмахером, на древнерусском языке «стригольником».
С другой стороны, считается, что термин «стригольники» произошел от еврейского словосочетания, переводящегося как «хранитель тайны». Среди современных исследователей появилось мнение, что термин произошел от церковно-социального статуса дьякона Карпа, которой после того как его лишили сана стал расстригой.
Вероучение
В своем учении стригольники похожи на ересь богомилов и катаров, их объединяет негативная позиция к традиционной Церкви.
Методология рассуждений стригольников носит полемический и обличительный характер и очень похожа на сочинения гностицизма из идей о дуалистической структуре мира. Последнее позволило многим стригольникам присоединиться к более поздней ереси жидовствующих.
Одной из ключевых идей стригольников – было отрицание церковной иерархии как таковой. Причиной тому они называли внесение платы за духовный сан, это, по их мнению, давало повод считать церковных иерархов «христопродавцами». Стригольники считали, что обладающим священным саном не подобает иметь никакого имущества. А также если священник ведет порочную жизнь, то совершаемые им таинства не имеют силы.
Кроме того, они отрицали церковные таинства и учение о воскресении мертвых, не признавали священными тексты Библии и иконы. Евангелие им было нужно для свободного чтения и обоснования своей позиции. Отрицательно стригольники относились и к монашеству.
Стригольники считали, что не нужно молиться за умерших. Объяснением этому может уверенность в том, что молитва никак не может помочь умершему, его положение в загробном мире всецело основывается на его личных делах и соблюдении заповедей.
Учение стригольников киевский митрополит Фотий сравнивает с учением ветхозаветных саддукеев, которые также не признавали воскресение мертвых и буквально понимали Священное Писание.
Современные подходы к ереси стригольников
Современные исследователи высказывают альтернативные теории о происхождении и сути ереси стригольников. Так они выделяют два вида христианства на Руси: христианство времен Киевской Руси, наиболее близкое по духу к первым векам христианской истории и христианство Московской Руси, которое в большей степени характеризуется обрядовостью. Исходя из такого деления, исследователи считают, стригольники хотели вернуть к образу первоначального христианства.
Итак, в лице ереси стригольников, кроме всего прочего, можно видеть аналог европейского реформационного движения, которое также характеризуется отрицанием традиционной церковной иерархии и церковных установлений.