Многовековая история отечественной философии является неотъемлемой частью всемирного историко-философского процесса. На зародившуюся намного позднее, чем в соседних странах, русскую философию оказали сильное влияние сначала византийская и античная, затем западная мысли, но несмотря на это обстоятельство, отечественные мыслители внесли значительный вклад во всемирную интеллектуальную и духовную традицию, представили свой индивидуальный стиль размышления, максимально соединив философию, религию, науку и литературу. Следует также отметить, что отечественная философия наряду со стремлением отвечать требованиям высокой научности заключает в себе беззаветный поиск путей к достижению общественного блага.
Большинство историков философии вопреки примеру Н.О. Лосского и В.В. Зеньковского начинает излагать историю отечественной философии не с XVIII, а с X в., объясняя это тем, что дата ее возникновения по мере изучения истории культуры, дохристианской религии, памятников литературы Древней Руси, перемещается учеными в глубину веков.
Вместе с тем, отметим, что выявление содержания философии Древней Руси до XI в. Представляется делом весьма сложным – эта работа подразумевает реконструкцию взглядов предков на основе изучения истории культуры, хозяйства, быта, политической жизни, верований и т. п.
Сегодня принято излагать историю отечественной философской мысли начинать с анализа содержания первых литературных памятников. Обратим внимание, что письменность на Руси, как таковая, появилась в конце X в. И эти источники свидетельствуют о том, что философия нашего народа испытала на себе влияние мудрости других народов, в первую очередь византийских и древнегреческих авторов, но главную роль в возникновении философии на Руси сыграла необходимость осмысления исторического опыта нашего народа и решения тех насущных проблем, которые стояли перед ним. Современные историки философской мысли считают, что элементы философии содержались в мировоззрении наших предков задолго до принятия крещения Руси, а также и до появления первых памятников письменности, при этом они указывают, что древнерусская философия, вопреки ее тесной связи с опытом предшествующей христианской философии иных народов, отличается многозначительностью и оригинальностью.
В нашей стране появление философии по времени пришлось на период тревожных событий и кровопролитных войн на рубежах страны, а также мучительными попытками победить имевшую место феодальную раздробленность, многочисленными нашествиями степных народов, подрывавшими экономику и культуру. Те испытания, которые выпали на долю наших предков, существенно тормозили прогресс в развитии философской мысли, тем самым создавая помехи для сохранения ее ранних памятников, что влекло за собой снижение возможности освоения достижений философской мысли других народов.
Характеристики философской мысли
Говоря о развитии отечественной философской мысли в X — XVIII вв., отметим основные ее характеристики:
- тесная связь с христианской философией и религией;
- практическая направленность, выраженная в попытках осмыслить связь человека и Бога, человека и общества, личности и государства;
- преобладание в ней проблем социальной философии и этики;
- воплощение ее идей в художественной форме;
- обращенность внимания не столько к внешнему миру, сколько к внутреннему миру человека.
Обратим внимание, что отмеченные характеристики ослабляли внимание исследователей к теоретической разработке проблем познания, сознания и диалектики, и именно это обстоятельство отличает отечественную философскую мысль от западноевропейской философии этого периода.
Прослеживая дальнейшее развитие философских идей в России отметим, что русская философия в большей степени всегда была занята исследованием проблем человека, его места в жизни, его судьбы, что позволяет заключить, что основной леймотив ее исканий направлен на поиск смысла и целей жизни человека, поиска смысла и целей истории. Иначе говоря, она изучает и проблемы природы и проблемы теории познания, но главное для отечественных мыслителей - человек, поиск его целостности, единства всех сторон жизни, всех устремлений духа.