Марксизм – это философская концепция, разработанная К. Марксом и Ф. Энгельсом, относительно социально-экономического и исторического развития мира, которая легла с основу идеологии многих стран в XX веке и значительно повлияла на общественные взгляды.
Зарождение марксизма в России
Первые марксистские организации в России появляются в 80-х годах XIX века. Достаточно быстро марксизм находит своих последователей, что объясняется благоприятно сложившимися социально-экономическими условиями.
- Быстрое развитие капитализма в стране, рост материального производства на основе эксплуатации наемного труда;
- Процессы пролетаризации населения, исчезновение промежуточных социальных групп;
- Нарастание социальных противоречий в обществе, его четкая поляризация, обострение отношений между пролетариатом и буржуазией;
- Осознание пролетариатом своих интересов, выделение их в самостоятельную силу, что приводит к формированию политических профессиональных организаций пролетариата.
Первыми марксистскими группами были группы Д. Благоева, П. Точисского, но широкое распространение идей марксизма связано с именем Г.В. Плеханова. Он и его последователи приспособили идеи марксизма для русской почвы, поэтому они скорее были ближе к радикально-революционному крылу социал-демократии. В отличие от народников Плеханов считал, что коммунистическая революция не выйдет из крестьянской общины, община развивается не по коммунистическому, а по капиталистическому пути. Только рабочий класс может взять на себя инициативу по развитию коммунистического движения. Рабочий класс должен и может сам взять на себя инициативу по освобождению рабочего класса от эксплуатации.
Плеханов стоял на пути защиты России в годы Первой мировой войны, он отрицательно отнесся к Октябрьской революции, не нашел общего языка и с большевиками.
Марксизм в советской России
Развитие марксизма в России было тесно связано с В.И. Лениным. Марксизм в интерпретации Ленина оказывается политическим течением, поэтому для Ленина философия марксизма – прежде всего инструмент, который он использует для достижения своих политических целей, в том числе отказываясь от некоторых утверждений Маркса, если они не совпадают с собственными установками Ленина. Как и Плеханов, Ленин начинал с критики народников. Делал он это в статьях:
- «Что такое друзья народа и как они воюют против социал-демократов»;
- «Развитие капитализма в России»;
- «Две тактики социал-демократии в демократической революции»;
- «Империализм как высшая стадия развития капитализма».
Для него революция – дело скорого времени, причем для достижения победы необходимо создание боеспособной и дисциплинированной организации. Основное внимание он уделяет созданию «революционной ситуации», о необходимости союза крестьян и рабочих, о руководящей роли большевистской партии. В своей философии он делает ставку на закон диалектики – единстве и борьбе противоположностей. Ленин обосновывает положение о единстве диалектики, гносеологии и логики. Особенное внимание он уделяет гносеологическим корням идеализма в религии. Ленин отличался партийной непримиримостью, что нанесло отпечаток и его философии, и дальнейшему развитию марксизма в России.
Марксизм меняется в сталинские времена. Сам Сталин считал себя искренним последователем Маркса, хотя его марксизм значительно отличался от «классики» и ленинского варианта, условно его можно назвать национально-государственным вариантом. После прихода к власти большевиков стране нужен был твердый моральный стержень, марксизм с его набором четких установок и аргументов, мог стать такой основой. Сталинскому марксизму присущ догматизм и схематичность, что во многом препятствовало развитию науки и культуры. Для Сталина марксизм – это тоже средство для сплочения страны, что в свою очередь обеспечит платформу для формирования самостоятельного народного хозяйства, чтобы страна не превратилась в придаток капиталистического окружения. Идеология выступает как надстройка, планирующий центр, на котором все держится. Сталин делал упор на государстве, которое будет существовать всегда, но «пока будет капиталистическое окружение», такая оговорка выступала скорее как дань традиции.
После XX съезда КПСС нарастает критика Сталина, в том числе объявляется ложным его понимание философии марксизма. Однако его догматы долго оставались определяющими в обществе, культуре и науке. Как философское учение марксизм был уже в состоянии стагнации, однако все больше становилось понятно, что коммунизм – это не скоро. Это привело к формированию новой концепции – концепции «развитого социализма».
Марксизм в России на современном этапе
Несмотря на острую критику марксизма, учение по-прежнему продолжает оставаться актуальным. Марксизм в современной России можно рассматривать с трех точек зрения:
- как идеологию,
- как эвристическую философскую систему,
- как методологию социальных преобразований.
Судьбы трех этих пониманий марксизма весьма различаются. Марксизм как официальная идеология советского государства представляет собой ту систему, против которой боролась еще советская интеллигенция, которая старательно дискредитировалась и разрушалась в период перестройки и в постсоветское время, в настоящее время в трудах современной интеллигенции рассматривается как архаическая и устаревшая. С такой оценкой трудно поспорить, поскольку действительно на лицо присутствует догматизация учения. Прогностическая идея марксизма о построении коммунистического общества на практике показала свою несостоятельность.
В тоже время марксизм как эвристическая философская система не ограничивается узкими рамками коммунистической идеологии, представляет собой целостную концепцию. В этой роли марксизм остается актуальным до сих пор, вся современная наука базируется на понятии материи, сформированном Марксом и его гносеологической концепции. Марксизм является современной философией, которая не отвернулась от понимания истины и сохраняет гносеологический оптимизм. С этой точки зрения марксизм займет достойное место в отечественной философии, когда уйдет негативное отношение к его идеологическому содержанию.
По мнению ряда современных российских философов, марксизм может получить свое развитие в российском обществе как методология социального развития через осознание массами своих гражданских прав и формулирования требований и позиций по отношению к государственной власти.