Искусство – это способ духовной самореализации человека.
Понятие эстетического мироощущения
Основными эстетическими ценностями выступают: прекрасное, возвышенное и трагическое.
Особенности эстетического мироощущения проявляются эмоциональной нагрузкой, особым чувством удовольствия и бескорыстности эстетического переживания. При этом, это только внешние особенности эстетического освоения мира. Все окружающее причастно человеку как деятельному и целеполагающему существу. Все вокруг него наполняется смыслом, все имеет отношение к человеку, но конечный смысл остается скрытым.
Эстетической ориентацией предполагается, что мир является целостным, организованным, бесконечно многообразным. Все это предпосылки универсального развертывания человеческих способностей, выступают как сфера приложения его творческих сил. В эстетическом мироощущении воплощаются потребности человека оставаться самим собой, потребность превратиться в универсальное существо.
Человек в рамках эстетического мироощущения относится к миру в его смысловой перспективе, в разрезе возможного. «Я» может отрешиться от своего эгоистического интереса. Человек, в эстетическом отношении, переживает свои личные «родовые» возможности, переживая человечность в качестве свободного, осмысленного и творческого бытия.
Именно из-за того, что эстетическое мироощущение не является изолированной рациональной конструкцией, оно может легко подключаться к различным рационализированным мировоззренческим образованиям, таким как гедонический тип мировоззрения, идеология, различные формы социальной мифологии, утопическое сознание.
Искусство и его функции
Искусство является ядром эстетических потребностей и способностей – эстетическое восприятие, эстетический вкус, эстетические идеалы – деятельность по их освоению и воплощению, а также эстетическое восприятие. Эстетическая деятельность может быть высокохудожественной. Эстетические аспекты можно найти и в деятельности ученых, спортсменов, не говоря уже об искусстве. Искусство – это специализированная, направленная эстетическая деятельность.
Искусство помогает расширить жизненные горизонты, понять, как могли бы протекать те или иные события. В связи с этим искусство не должно превратиться просто в воспроизведение частностей, в чем превзойдет описательность истории. Воспроизвести природу и человека, как лучшее ее творение, – вот основная задача искусства. Художественная культура предполагает безграничность творческого развития человека и его совершенствования.
Критерий красоты – ясность, выявляемая разумом.
В произведениях искусства изображается не человек, а суть его характера, то есть тип человека. При изображении типов человека отмечается также его чувство долга, патриотизм, героизм. Искусство предлагает человеку поведенческие образцы, на которые он может и должен равняться.
Культурно-воспитательная миссия в эстетическом освоении действительности современным человеком предполагает расширение круга общения и духовного пространства каждого индивида, дополнение его реальным общением и воображаемым общением с героями книг, постижение таким образом культурного смысла исторических эпох, творчества разных народов и отдельной человеческой судьбы.
Индивид, обогащаясь, развиваясь и овладевая определенной культурой, превращается в то самое творение культуры. Так как одно из формируемых его качеств – это потребность в творчестве, потребность созидать и совершенствовать деятельность, поскольку человек, которого творит культура, превращается в ее творца. Каждое новое поколение людей стоит на более высокой ступени деятельности, по сравнению с предыдущим, так как им осваивается переданное его культурное наследие, которое преумножается новыми произведениями.
Каждое произведение искусства – уникально, так как талант его автора также уникален, только он обладает таким мировосприятием, миропониманием, жизненным и профессиональным опытом. При этом никто не может нарушать законы художественного творчества. Вкусовые и художественные установки разных творцов искусства зависят от региона проживания художника, исторической эпохи, особенностей национального восприятия тех или иных событий, а также культурно-исторических факторов. Такое своеобразие не исключается возможного совпадения во взглядах на такие качества, которые являются отличительными чертами и достоинствами истинно значимых произведений искусства.
В конце ХХ века люди, обладающие высокой культурой художественного вкуса, базируются на них и в своих размышлениях, посвященных значимости явлений художественной культуры прошлого и современности, также на своей аналитической и квалифицирующей деятельности. Отмечаются изменения условий жизни людей, их психологических стереотипов, нравов, обычаев, но неизменными остаются вопросы, имеющие глобальную значимость – проблематика смысла жизни и бытия, счастья человека, его достоинств и достойного образа жизни. Ведутся дальнейшие поиски гармонии во взаимоотношениях между людьми, между индивидом и обществом. Произведения искусства, в которых поднимаются все обозначенные вопросы, волнующие людей разных эпох и национальностей, получают статус общечеловеческих ценностей. В них отмечается самоотражение человечества.
Хорошо развитый вкус привносит в произведение не только душевное проникновение, но и оценивающее размышление о нем. В процессе этих размышлений, человек ведет диалог с самим собой, обсуждает вопросы, которые относят к сфере его содержания и его воздействию. А значит, что высокоразвитый вкус не может существовать без достаточно четкой эстетической диспозиции сознания реципиента, который включает понятие о критериях художественного совершенства и мастерства, о художественных ценностях, их мерилах и иерархии.
Освоение и оценка произведений искусства предполагают эстетическую и художественную образованность, ясные представления о природе художественных ценностей, о критериях достоинств произведения. Приобретение этих умений и навыков возможно только при овладении богатствами художественной культуры. Чтобы освоить это богатство, необходим историзм и пластичность сознания, способность перемещения во времени, в эпоху художника, сотворившего рассматриваемое произведение, при этом оставаться в современном времени.