Понятие информационного общества
Информационное общество – это общество, в котором большая часть работающих занята на производстве, в хранении, переработке и реализации информации, особенно в высшей ее форме – знаниях.
Диалог культур – это тип взаимодействия носителей разных ценностей, при котором одни ценности становятся достоянием другой культуры.
Самый простой пример такого диалога – общение россиянина с представителем Англии, Германии или США. При общении каждый будет осознанно или неосознанно транслировать ценности своей культуры. Например, можно узнать об особенностях уличной культуры Германии и сравнить ее с российской.
Уровни культурного диалога
Выделяют три уровня культурного взаимодействия:
- первый – этнический, протекающий на уровне этноса, то есть народов. Например, общение с иностранцем;
- второй – национальный, или государственный. Этот диалог предполагает выстраивание культурного диалога на государственном уровне. Например, если в Россию приедут студенты по обмену, а российские студенты отправятся учиться за границу;
- третий – цивилизационный.
Протекание такого взаимодействия возможно в связи с протеканием определенных цивилизационных процессов. Например, после распада СССР многими государствами был сделан цивилизационный выбор. Многие интегрировались в западноевропейскую цивилизацию. Другие страны выбрали самобытный путь развития.
Идея диалога была выдвинута еще софистами – Сократом, Платоном, Аристотелем. В Средневековье диалог культур использовали в нравственных целях. В эпоху просвещения, немецкой классической философией также был использован диалог. Фихте и Фейербах говорили о необходимости диалога «Я» и «Другой», то есть диалог предполагал понимание собственного Я и общение, основанное на уважении, с другими Я.
Интерес к проблематике культуры и цивилизации не утих и сейчас. Понятие культуры возникло еще в античности. А идея культуры сформировалась в XVIII веке. Противопоставление понятий культуры и цивилизации начали обсуждать в конце XIX- начале ХХ века.
Первая мировая война, а также пробуждение Азии заострили внимание на культурно-региональных, поведенческих и мировоззренческих различиях Европы и других регионов. Концепциями, которые разработали О. Шпенглер и А. Тойнби, был дан новый импульс для исследования и соотношения понятий «культура» и «цивилизация».
Вторая мировая война, а вместе с ней крах колониализма, экономическое усиление отдельных стран Дальнего востока, быстрое обогащение нефтедобывающих государств, рост исламского фундаментализма требовали объяснений. Рухнуло противостояние между капитализмом и коммунизмом. Начались разговоры о других актуальных противостояниях между богатым Севером и бедным Югом, Западными и исламскими странами.
Если в XIX веке были популярны идеи Гобино и Лебона о неравноценности рас, то сейчас очень популярной стала идея С. Хантингтона о столкновении цивилизаций.
В связи с этим закономерно возникает вопрос что же такое цивилизация и как это понятие может соотноситься с понятием культуры.
Культура возникает и развивается одновременно с возникновением и развитием человека и общества. То есть, культура является специфическим способом людей осуществлять свою жизнедеятельность. Культура без человека не может существовать, также как и человек без культуры.
Цивилизация же, в отличие от культуры, развивается только при переходе к классовому, то есть рабовладельческому обществу, когда начали формироваться первые государства. Слово «цивильный» происходит от латинского «государственный», «гражданский».
Однако понятие «цивилизация» не может быть определено однозначно. Его могут употреблять в следующих смыслах:
- отождествляя с понятиями культуры и цивилизации;
- при использовании понятия локальной цивилизации. Данное понятие дает возможность сравнить разные страны и народы, увидеть у них что-то общее и особенное. Монтескье, Гердер, Тойнби и Данилевский определяли цивилизацию в качестве пространственно-временной группировки обществ, взятых для рассмотрения в аспекте культурно-идеологической, или религиозной, близости. Сорокин П. выделял существование восточной и западной цивилизации, говоря о существовании восточной и западной культур. Также и С. Хантингтон, который выделял еще и несколько других цивилизаций, или культур;
- сейчас часто говорят о формировании всемирной цивилизации. Этот процесс сопровождает формирование массовой культуры, или же массовая культура способствует становлению единой мировой цивилизации;
- часто под цивилизацией понимают определенный этап общественного развития. Сначала возникло варварство, то есть первобытное общество, а позже начала формироваться цивилизация, то есть можно вести разговор о первобытной культуре, но не при первобытной цивилизации;
- О. Шпенглер называл цивилизацией особую стадию развития культуры. Он видел в культуре аналог биологического организма. Как и любой организм, культура рождается, созревает и умирает. Умирая, она становится цивилизацией.
Впервые различать понятия «культура» и «цивилизация» начал Ж.-Ж. Руссо. Он считал, что общественным договором, то есть образованием государств, обеспечиваются все блага цивилизации – развитие индустрии, просвещения, науки и пр. Однако вместе с этим цивилизация закрепляет экономическое неравенство и политическое насилие, что и вызвало новое «варварство», то есть удовлетворяются потребности тела, а не духа. Потребности духа должны удовлетворяться культурой. Цивилизация же является технологическим аспектом культуры.
Цивилизация – это собственно социальная, а не природная организация общества, необходимая, чтобы воспроизводить общественные богатства. Ее появление, в первую очередь, связывают с разделением труда, а затем, с дальнейшим развитием техники и технологии, что и лежит в основе общественного разделения на варварство и цивилизацию в цивилизационном подходе.