Коллективное – это нечто общее и совместное, не относящееся к какому-то конкретному лицу.
Суть феноменов «индивидуальное» и «коллективное»
Проблема соотношения «индивидуального» и «коллективного» в процессе общественного развития издавна привлекает общественное внимание. Данная проблема в истории социально-философской мысли получала многочисленные толкования. Ее теоретическое оформление существенно зависело от запроса эпохи. Воззрения философов менялись под влиянием не только социально-политических, но и экономико-географических факторов.
Под терминами «индивидуальное» и «коллективное» следует понимать комплекс взаимосвязанных характеристик социальности, функционирования, развития общества. Обе категории указывают на взаимосвязь обособленного бытия людей и объединяющего их способа жизни.
Кроме того, «коллективное» и «индивидуальное» рассматривают со следующих позиций:
- с точки зрения принятого к исполнению принципа поведения людей;
- в качестве реальных коллективистских и индивидуалистских отношений в обществе;
- как пример теории социально-философских проектов, утопий, концепций, в центре которых лежит принцип коллективизма или индивидуализма.
Многие источники трактуют индивидуализм через систему однозначного противопоставления коллективному при охвате противоположных явлений. В работах К. Поппера содержится информация о том, что коллективизм напрямую противостоит индивидуализму, что прослеживается в тех или иных исторических периодах.
В реальной истории никогда не существовало исключительно коллективистских либо индивидуальных сообществ и социальных групп. Как писал Б. Рассел, каждое общество подвергается двум противоположным опасностям, а именно окостенению из-за слишком жесткой дисциплины и стремления к почитанию традиций, а также опасности разложения и подчинения иностранным завоевателям вследствие доминированияиндивидуализма и невозможности принципиального сотрудничества.
С точки зрения проблемы соотношения «коллективного» и «индивидуального» в системе истории философских учений важнейшее место занимает индивидуализм фундаментальных индийских школ философии, что выражается в их обращении к конкретным людям при рассмотрении способов переносить страдания и принимать на себя удары судьбы, вследствие господства «нивелирующей традиции», а также малой вероятности политического реформирования кастовой системы, закрытости и кастовой мобильности. Однако коллективизм представлен самой идеей философствования как механизма «общего дела», что выразилось в традиционной базовой анонимности.
Идеи индивидуализма и коллективизма в китайской философии
Уже первые течения китайской философии в своих этических и социальных концепциях содержали базовые идеи индивидуализма и коллективизма. Среди них:
- идеи Ян Чжу (индивидуализм);
- идеи Лао-цзы (коллективизм).
Как известно, конфуцианство в целом основывается на принципах коллективизма, но в нем также можно найти принцип сочетания коллективного и индивидуального при понимании и обосновании взаимосвязи личного и общенародного благополучия.
Безусловно, идеи Конфуция нельзя считать безосновательными: интересы и исторические факты понимания и применения принципов сочетания индивидуализма и коллективизма присутствовали в повседневной бытовой и религиозной практике древнего Китая.
Также проводником коллективистских идей был философ и политический деятель Мо-цзы, разработавший учение о всеобщей, беспристрастной любви и государственном консеквенциализме. Проблемы несправедливости, а также наведения порядка в Поднебесной Мо-цзы предложил решать на основании коллективного принципа «всеобщей любви». Он говорил о том, что если отсутствует взаимная любовь, то непременно может проявиться взаимная ненависть.
Ярким представителем индивидуального направления в философии Китая являлся Ян Чжу, который в духе противоречия между конфуцианцами и моистам сформулировал альтернативу ухода общества на позиции «личного эгоизма».
Идеи индивидуализма и коллективизма в античной философии
Проблему общего блага одним из первых поднял Демокрит. Согласно его мнению, «интересы государства должно ставить выше всего прочего и заботиться, чтобы оно хорошо управлялось». В его работах получили выражение идеи взаимопомощи людям, коллективного выживания в трудных экономических и политических обстоятельствах. При этом «общая нужда тяжелее нужды каждого конкретного человека».
Идеи индивидуализма в древнегреческой философии ярко представлялись Эпикуром. Несмотря на это в дружбе он видел надежнейшее из прибежишь человечества.
Индивидуализм Эпикура можно признать оборонительным, охранительным, который направлен на сохранение гуманистических отношений, по крайней мере, внутри малых групп.
Тенденции коллективизма ярко проявлялись в работах Платона и Марка Аврелия. Аристотель критиковал утопию Платона, но при этом выдвигал коллективное на первый план, говоря о том, что «человек по своей природе есть политическое существо, в силу чего даже те люди, которые не нуждаются во взаимопомощи, стремятся к совместному проживанию».
Несмотря на различия в цивилизациях во многих философских учениях обнаруживаются идеи коллективного и индивидуального в их диалектической взаимосвязи. Все это дает основания относить категории «коллективное» и «индивидуальное» к числу универсальных философских понятий и категорий.