Особенности социально-исторической закономерности
Историческая закономерность – это объективно существующая, необходимая и постоянно воспроизводимая в пространстве и времени связь между явлениями общественной жизни.
Первые попытки выявления исторической закономерности и социальной детерминации осуществлялись в рамках географического детерминизма, который подчеркивал связь географической среды и общественного уклада.
Объективные условия – это факторы, обстоятельства и предпосылки, не зависящие от воли и сознания субъекта деятельности и определяющие направления и рамки такой деятельности, например, природные условия.
Субъект – это носитель осознанного и целенаправленного действия. Субъект – многоуровневое явление. Объектами могут быть:
- общество;
- социальная группа;
- индивид.
Субъективный фактор – это интеллектуально-волевые, морально-психологические и организаторские свойства осуществляющего практическую деятельность субъекта, например, его компетентность или профессионализм.
Люди всегда осуществляют практическую деятельность в рамках определенных объективных условий, с которыми людям необходимо считаться, иначе их деятельность становится непродуктивной.
Объективными условиями определяется характер и способ человеческой деятельности, направление и формы социальной активности. Но лишь наличия объективных условий недостаточно для трансформации возможности в действительность. Движущая сила исторического процесса – некие социальные силы, которыми выступают классы, слои, группы, партии, движения и пр. На решение поставленных задач оказывает влияние глубина понимания исторических задач людьми, уровень их сознательности и ответственности, целеустремленность и организованность. Но люди – сознательные существа, поэтому в рамках возможностей, которые предлагаются объективными обстоятельствами, сами выбирают стратегию поведения и собственноручно творят историю. Выбор стратегии поведения зависит от степени зрелости субъективного фактора.
Динамика социальных процессов позволяет сделать вывод, что историческое развитие всегда сопровождают возрастание роли субъективного фактора и его индивидуализация. Иными словами, возрастает воздействие каждого отдельного индивида, который рассматривается как самобытная единица общественно-исторического бытия в историческом развитии.
Диалектическое взаимодействие исторической закономерности и сознательной деятельности людей также раскрыто в понятиях «необходимость» и «свобода». В данном случае под необходимостью понимают объективную закономерность. Если в социуме действует необходимость, то вопрос о соотношении необходимости и свободы – вопрос того, насколько человек свободен в своем выборе, действиях и поступках.
Точки зрения на понимание свободы
В понимании свободы принято выделять несколько точек зрения, включая две полярные: фетишизация истории и провозглашение абсолютной свободы. Гегель называл понимание необходимости и свободы в качестве взаимоисключающих, превратным.
Фетишизация истории проявляется фатализмом, то есть мировоззрением, в котором абсолютизируется роль объективных условий. На необходимость смотрят как на неотвратимую силу, фатум, рок, судьбу. Такая точка зрения – теоретическая основа для оправдания пассивности и стихийности общественного развития.
Вторая крайность – волюнтаризм – философское направление, которое рассматривает волю как высший принцип бытия.
Также понятие волюнтаризма употребляют, чтобы охарактеризовать общественно-политическую практику, не считающуюся с объективными законами исторического процесса и руководствующуюся субъективными желаниями и произвольными решениями осуществляющих ее лиц.
Есть и третья точка зрения на понимание диалектики необходимости и свободы. Эту точку зрения поддерживали Б. Спиноза, Гегель и Гете. По их мнению, свобода является познанной необходимостью. Энгельс развил эту формулу дальше. Он считал, что познания не достаточно, чтобы достичь свободы. Необходимо еще осуществление ряда действий, основанных на этом знании.
Иными словами, свобода вовсе не освобождает человека от учета и не сводится к игнорированию объективных законов. Свободным в своих действиях и поступках является любой человек, который осознал историческую необходимость и действующий на основании этой необходимости.
Историческая закономерность реализуется целенаправленной, осознанной деятельностью людей. Из их действий идет образование потока исторических событий. В своей повседневной жизни любой человек действует осознанно, преследуя ряд определенных целей, и может предвидеть последствия своих действий. Но можно ли утверждать, основываясь на этом, что в масштабах общества и истории люди поступают сознательно, достигая желаемого результата и осознавая последствия своей деятельности. Хотя часто бывает, что люди ставят перед собой определенную цель, добиваются ее, но зачастую получают результат противоположный тому, к чему они стремились. Гегель тоже отмечал, что люди, руководствуясь своими повседневными результатами своих действий, не осознают их последствий, а в этих действиях реализуется что-то, что не входит в их намерения.
С развитием общественного прогресса, идет возрастание степени сознательности. Вместе с этим необходимо отметить, что отсутствует полностью сознательная деятельность, либо только стихийная. В стихийной деятельности всегда отмечается элемент сознательности, в который включены цель, программа действий, определенная организация. И, напротив, в любо сознательной деятельности отмечаются некоторые стихийные черты, например, непредвиденное, незапланированное, непреднамеренное, но не обязательно негативное.