Сведения о жизни Горгия
Горгий родился в пятом веке до н.э. на юге Италии в греческой колонии Леонтины. Достаточно рано Горгий перебрался на Сицилию, где обучался мастерству красноречия у знаменитого оратора Коракса, а также по некоторым сведениям у Эмпедокла. Завершив обучение, Горгий обосновался в Лариссе и избрал путь бродячего учителя ораторского мастерства и мудрости, т.е. софиста.
Следует отметить, что на тот период в Греции термин софист еще не приобрел той негативной окраски, которая была в него вложена благодаря стараниям Сократа и его последователей, боровшихся против пренебрежения софистами содержания ради формы, истины ради результата. В период жизни Горгия софистами называли платных учителей мудрости, которые обучали юношей наукам, философии и риторике, за весьма солидное вознаграждение.
Среди прочих софистов Горгий выделяется необыкновенным мастерством оратора. Так в 427 году до н.э. он пребывает в составе посольства в Афины, и своей искусной речью убеждает народное собрание оказать военную помощь. Наибольшую славу Горгию приносит его Олимпийская речь, произнесенная в городе Олимпия в 392 году до н.э. В ней софист призывает греков отбросить вражду и междоусобицы, которые сотрясали на тот момент греческое общество и сплотить в борьбе против варваров (персов). Большой эффект произвели также Пифиская речь, в которой Горгий оглашает панэллинические идеи, и эпитафия, восхваляющая павших афинян в Пелопонесской войне.
Из всех сочинений и речей Горгия, в которых разрабатывались как проблемы риторики, так и философские вопросы, до наших дней дошли лишь две:
- Похвала Елене,
- Оправдание Паламеда.
Обе речи посвящены Троянской войне и направлены на оправдание героев Иллиады Гомера. Хотя Горгием и разрабатывались философские вопросы, в частности проблемы агностицизма, сам он философом себя не считал, предпочитая называться оратором и учителем риторики. Вместе с тем, нельзя сказать, что скромность была одной из добродетелей Горгия – будучи крайне богат, он еще при жизни установил себе памятник в Дельфах.
Среди учеников Горгия были Антисфен, основатель философской школы киников, и Исократ, родоначальник аттической прозы.
Философские идеи Горгия
Несмотря на тот факт, что сам Горгий отрицал свою причастность к философии, он уделял значительное внимание различным философским вопросам. Из них в наибольшей степени им были освещены проблемы познания и этики.
В рамках гносеологии Горгия можно отнести к наиболее ранним агностикам. Софист утверждал три знаменитых тезиса, которые сохраняются агностиками по настоящее время:
- Сущее не существует;
- Даже если сущее существует, то оно не познаваемо;
- Даже если сущее познаваемо, то знание о нем невозможно передать другому.
Аргументация данных положений выстраивалась Горгием исходя из логической абсурдности посылок и выводов, получаемых из обратного утверждения, например, если сущее все же существует, то его невозможно мыслить, поскольку мыслимое далеко не тождественно тому что существует. В противном случае в действительности существовали бы чудовища из мифов и легенд. Абсурдность посылок использовалась Горгием для подтверждения абсурдности самого исходного тезиса. В обосновании своей агностической позиции, Горгий использует те же диалектические приемы, что и Зенон в своих апориях, защищая прямо противоположную позицию.
Однако отвергая возможность познания абсолютных истин, Горгий разрабатывает философию относительного, частного познания. Обвиняя философов, стремящихся охватить все бытие в «бродячем индивидуализме», Горгий указывает на необходимость ситуационного понимания и исследования действительности. Так он утверждает, что любая истина, равно как и любой поступок, могут быть и хороши, и плохи в различных условиях. Соответственно изучая условия ситуации, ее причины и возможные последствия человек сможет выбрать ту линию поведения, которая окажется наиболее правильной и ту истину, что позволит получить лучший эффект.
Также Горгием освещались вопросы политики и красоты. Софист выделяет два типа законов – писаные – созданные человеком, и божественные, установленные свыше. И хотя Горгий указывает на бесспорный приоритет божественного закона, он всемерно восхищается писанными, искусственными законами людей, которые позволяют сохранять порядок и справедливость, и призывает всячески следовать и охранять их.
Рассуждая о красоте, Горгий указывает, что прекрасное всегда остается таинственным и недостижимо для человека, его невозможно выразить какими-либо средствами, и даже самый искусный художник не способен полностью ее отразить. Но в тоже время без труда художника, без его произведения, которое не раскрывает в полной мере, но только дает намек, указывает на истинную красоту, было бы невозможно и вовсе обратить на нее внимание, и красота осталась бы незамеченной людям.
Риторика Горгия
Наибольшую славу, почет и деньги Горгию весьма заслуженно принесла риторика. Софист не только был выдающимся оратором, он в равной степени разрабатывал как практику, так и теорию красноречия, показав греческому обществу истинную силу слова, способность искусно составленной речи влиять на чувства и умы граждан как на общественном собрании, так на суде, и во всякой иной ситуации.
Исследователи отмечают, что Горгий не привнес в само разнообразие выразительных средств чего-то кардинально, нового, однако, именно он взял существующие на тот момент выразительные приемы, такие как метафора, антитеза и т.д. и украсил ими свою речь, уделяя большое внимание ее ритму, поэтичности, богатству и выразительности. Определенные комбинации выразительных средств в речи надолго закрепились в риторике в качестве горгиевых фигур.
Кроме того, Горгием был изобретен колон-ритмико-интонационная единица речи, т.е. число слов, которое возможно произнести на едином дыхании.
Несмотря на большой эффект и восхищение современников, ораторский стиль Горгия также подвергался и критике со стороны Сократа, Аристотеля, которые указывали на его излишнюю «цветастость». Также в сторону более умеренного использования средств выразительности отошел, и ученик Горгия, Исократ.