Понятие гносеологии
Гносеология – это сложная сфера освоения реальности человеком. Гносеология сама по себе сложна и эта сложность многократно возрастает, когда в качестве объекта познания выступает диалектика. Сложность заключается в том, что для адекватного понимания реальности человеку необходимо одновременно воспринимать несколько факторов в совокупности с их взаимодействиями и взаимоотношениями.
Процесс осмысления реальности крайне противоречив, зачастую эти противоречия не попадают в сознание людей даже с достаточной интеллектуальной подготовкой. Примерами таких противоречий являются:
- противоречие реального объекта и образа этого объекта в человеческом сознании, возникающее из-за того, что человек не смог учесть все составляющие объекта своего внимания, то есть ограничение факторности.
- противоречие реального объекта и образа этого объекта в человеческом сознании, возникающее из-за того, что человек преувеличил или преуменьшил какие-то характеристики рассматриваемого объекта.
Ограниченная факторность и нарушенная соразмерность – это неадекватность, детерминирующая иллюзию. Иллюзия представляет собой неосознанную неадекватность. То есть, в качестве объекта своего мышления человек имеет реальный предмет или процесс, реальные связи с другими процессами или явлениями, но в качестве продукта его мышления выступает иллюзия, которая воспринимается им в качестве верного понимания реальности.
В гносеологической сфере вместе с проблемой адекватности, а значит и истинности, стоит не менее значимая и трудная проблема – последовательность в понимании реальности и изложении мыслей человеком. Проблема последовательности по своей сути – это одна из разновидностей проблем адекватности, только рассматриваемая с точки зрения нескольких тем в своей совокупности. Иногда бывает так, что человек объективно рассматривает одну тему, а в отношении другой темы такая адекватность отсутствует. За этим и стоит эклектическая природа психики.
Гносеология и логика
Логика – органическая часть познавательной деятельности. Посредством логики человек связывает в одну общность различные объекты окружающей его реальности и духовного мира. Посредством логики же человек стремится познать такие объекты, которые не могут восприниматься органами чувств.
Известно много разных типов логики, но наиболее значимыми являются формальная, диалектическая и модальная. Именно выступают как основной инструмент процесса гносеологии и мышления.
Формальная логика требует соблюдения определенных законов в процессе мышления.
Диалектическая логика требует использования законов и категорий диалектики, как системы в процессе мышления.
Модальность – это восприятие реальности отдельным человеком.
Обычно говорят о трех модальностях:
- действительность, или ассерторическая модальность – восприятие реальности такой, какая она есть на самом деле;
- необходимость – аподиктическая модальность – восприятие реальности такой, какой с необходимостью она будет;
- возможность, или проблематическая модальность – восприятие реальности такой, какой она может быть.
Соблюдением законом всех трех типов логики и обеспечивается адекватность образа реальности в человеческом сознании. При нарушении этих требований неизбежно будет сформирован неадекватный образ реальности в сознании индивида.
С позиций всего обозначенного можно выделить несколько проблем марксизма.
Главный вопрос материалистической философии – что первично: материя и сознание? Соответственно, в зависимости от ответа на данный вопрос, выделяют материалистов и идеалистов.
В.И. Ленин при решении этого вопроса, ушел от онтологического определения материализма и идеализма, взяв за основу гносеологический подход к данной проблеме.
Материя – это изначально сущая и никем не созданная первооснова мироздания, представляющая собой сущностное единство поля и вещества, которое несет в себе потенции для саморазвития, самопреобразования, что проявляется в огромном разнообразии предметов, процессов и явлений действительности.
Одной из ключевых проблем в теории марксизма является смена общественно-экономических формаций. В трактовке марксизма, смена формаций детерминируется экономическими факторами: в недрах старой формации зарождаются новые производственные отношения. Их развитием обусловлено углубление противоречий нового и старого способа производства. В конечном итоге такая борьба заканчивается революцией и победой нового способа производства.
В ряду формаций в теории марксизма отслеживается еще одна – социализм, или коммунизм, который должен сменить капитализм из-за соблюдения исторической закономерности. При этом процесс перехода отличается от процесса, который лежит в основе исторической закономерности: рабочим классом создается партия, которая руководствуется передовой теорией, то есть марксизмом, подготавливает рабочий класс к революции, руководит рабочим классом в период революции и при строительстве социализма.
Взяв за основу закономерности смены формаций экономический фактор, К. Маркс базировался на ответе на данный вопрос философии – материя первично, материальное первично. То есть, в этом случае налицо логический эффект каскадности, который скрывает подмену детерминанты при объяснении процесса смены формаций, продуцируя новую иллюзию. В таком рассуждении Маркс рассматривал четыре неадекватности:
- ответ на основной вопрос философии, с позиции гносеологического материализма, неоправданной является сама формулировка вопроса;
- социализм рассматривается в качестве сущей реальности, хотя по своей природе в XIX веке он рассматривался только как логическая конструкция. С научных позиций, идеи коммунизма могут быть рассмотрены в качестве гипотез, требующих проверки практикой;
- подмена фактора, который детерминирует смену капитализма социализмом;
- из сложной системы, которая составляет общество, искусственно выделяют один фактор и придают ему решающее значение при смене формаций. Значение данного фактора преувеличено, так как вне поля зрения остаются другие части общества.