Физика, изучающая мир в области своей изменчивой предметности, рассматривает различные понятия, такие как пространство и время с относительной позиции. В философском же смысле смотреть на пространство и время как физические атрибуты не правомерно.
Пространство и время в философии являются важнейшими атрибутами бытия. Таким образом, категории пространства и времени трактуются по-разному, в зависимости от рассматриваемой культуры, что, естественно, имеет разные выражений на различных уровнях.
Кульутрно-языковые «вертикальные» уровни пространства и времени
Русский язык включает в себя 3 языковых обозначения временной категории, в процессе речи:
- Прошлое
- Настоящее
- Будущее
Иные языки могут передавать временную дистанцию, касающуюся близости и отдаленности события. Наряду с этим есть относительные времена, которые предлагают многоступенчатую ориентацию. Из этого можно сделать вывод, что разные культуры могут давать своё собственное представление и восприятие времени, описывая временные состояния по-разному. Вместе с тем, такое отличие понимания времени в культуре может влиять на физическую трактовку этого понятия, детерминируя образы и представления.
Пространство, в русском языке, характеризует широту, пространность, когда как в немецком языке оно будет обозначать чистоту, пустоту, отстранение.
В период своей философско-математической деятельности Декарт отошел от рассмотрения пространства таким образом, как это полагали Кеплер и Галилей. Он понимал пространство как «растекание». Ньютон рассматривал путь разрыва материи-полноты и пространства, что сделала физическую картину мира измеряемой и ограниченной пространством и временем.
Так можно увидеть изменение представлений о пространстве и времени исходя из разных культур.
Культурно-исторические «горизонтальные» уровни пространства и времени
Если рассматривать этот вопрос в более масштабном смысле, то в других культурах, таких как культуры Востока, имеются свои представления о пространстве и времени в бытии. В Китае время понималось не в качестве последовательности событий, направленных в будущее, а в качестве неоднородных отрезков. Таким образом, история обозначается личными именами тех императоров или великих людей, кто правил в тот или иной отрезок. С таким пониманием времени требовалась и своеобразная трактовка пространства. Время представлялось цикличным, а пространство – замкнутым.
Помимо таких важных культурных примеров, необходимо учитывать и субъективное человеческое понимание и переживание времени.
Таким образом, изучая пространство и время как формы бытия с философской точки зрения, можно определить в нем относительно независимые уровни, в которых совершается процесс спецификации этих категорий. Качественная характеристика этих уровней изменяет всеобщее понимание пространства и времени, которые наполняются конкретным смыслом.
Следовательно, рассуждая о времени, мы не должны отводить его к физическому или природному представлению. Трубников, выдающийся русский философ, определил время в качестве:
«меры социально-исторического и всякого иного бытия, мера социально-исторической и всякой иной его связи и последовательности. Как такая мера оно может быть измерено и сосчитано в тех или иных отвлеченных единицах, как-то: год, месяц, час или еще в более отвлеченных единицах частоты колебаний атома какого-либо удобного для этого элемента. Но оно всегда есть нечто иное и большее, чем этот счет и это измерение. Оно есть мера человеческой жизни и человеческого ее определения».
Из всего сказанного, мир можно понимать как иерархическую, многоуровневую структуру, на основе которой можно выделить пространственно-временные отношения.
Можно выделить историческое и социальное время, а в пространстве глубокий человеческий смысл. Прежде всего пространство может пониматься как этническое, государственное и затем уже как мировое, космическое. Из этого следует то, что человек пребывает не только в физическом, но и культурно-смысловом пространстве.
Типологическое понимание времени делает свой акцент на эпохи, эры и периоды, являясь тканью мира.
Время, таким образом, выступает мерой, которая фиксирует изменчивость состояний объектов, тем самым, может применяться к различным уровням мира, но каждая система создает свою собственную специфику для протекания временных событий. Пространство выражает протяженность разных систем, которые так же корректируются организацией пространства выбранной системы. Поэтому пространственно-временные характеристики весьма абстрактны, отражая часть разнообразия мира и его уровней.