Диалектика – философский метод, который занимается развитием всех форм бытия. Ее основными структурными образованиями выступают законы, категории, принципы.
Диалектика прошла $3$ момента своего формирования:
- Стихийная диалектика древности
- Диалектика Немецкой классической философии
- Материалистическая диалектика
Древнегреческая диалектика
Фундаментальная теория «ранней формы философствования» – древнегреческая диалектика, основывается на размышлениях о первоначале.
В процессе разработки материального первоначала исконно заложена диалектика. Но для её изучения и формирования в самодостаточный объект рассуждения потребовалось время. Основной фигурой в этом процессе выступает античный философ Анаксимандр.
Античная диалектика, в частном аспекте, продолжает развивать идею о единстве и борьбе противоположностей. Но до того, как она сложилась в целостную концепцию, у неё были свои предпосылки и истоки.
Гераклит Эфесский проделал более качественный путь в этом направлении. Он считается идейным учителем фундаментальнойй формы философской диалектики.
Гераклит полагал в качестве первоначала огонь: «этот космос всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающийся и мерно угасающий». Но по большей части огонь – это символ, в отличие от воздуха и воды, это отделяет Гераклита от предшественников. всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающийся и мерно угасающий». Но по большей части огонь – это символ, в отличие от воздуха и воды, это отделяет Гераклита от предшественников.
Классическая диалектика
Диалектика бытия наиболее полно представлена в философии Гегеля. Главным в развитии гегелевской философии стала постановка нескольких главных задач. Одна из них заключалась в том, чтобы найти исходные принципы философии. Они формируются на глубоких внутренних противоречиях. Гегель прибегает к историческому рассмотрению всего пути, который проходит сознание. История превращается для него в логический процесс, в котором важны не случайности, а закономерности. Таким образом, Гегель формирует свой уникальный взгляд на философию. Он приходит к тому, что в основу философии, в качестве ее предпосылки, должна находиться феноменологическая модель.
В сложившейся атмосфере уважительного почтения к науке и научности, к человеческому разуму формируется вся философия Гегеля.
Это позволяет Гегелю прийти к тому, что он обнаруживает историческую закономерность, в которой он усматривает реализацию диалектики необходимого и случайного.
Исторический процесс основывается на действиях отдельных людей, которыми движут их собственные страсти, интересы и цели. Результатом этого стремления становится что-то иное, отличное от первоначального плана в достижении своих целей. Так возникает объективная предпосылка, с которой необходимо считаться. В этом пафосе диалектики случайного и необходимого и их взаимодействии Гегель усматривал хитрость мирового разума. Мировой дух, в этом смысле, выполняет свои цели в истории так, что он вынуждает человеческие страсти работать в своих интересах. Стремление людей осуществить свои личные цели, ведет к осуществлению цели Мирового духа. Эту хитрость он выразил в
«опосредствующей деятельности, которая, дав объектам действовать друг на друга соответственно их природе и истощать себя в этом воздействии, не вмешиваясь вместе с тем непосредственно в этот процесс, все же осуществляет лишь свою собственную цель».
В этом мировом духе заключается весь диалектический процесс, в котором он выступает движущим началом и необходимостью.
Диалектический материализм
Построен на философских идеях К. Маркса и Ф. Энгельса.
Диалектическая концепция материализма рассматривает взаимоотношения сознания и материи, мышления и бытия, законы, выражающие универсальные формы бытия и познания. На этом основании диалектика марксизма считает материю первичным основанием, а мышление – вторичным. Энгельс определял диалектику в качестве науки о связях, поскольку основными принципами диалектики являются принципы всеобщей взаимосвязи, единства и развития.