Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Формационная парадигма общественного развития как разновидность стадиального подхода к анализу истории

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Формационная парадигма общественного развития как разновидность стадиального подхода к анализу истории
Формационная парадигма общественного развития как разновидность стадиального подхода к анализу истории
Определение 1

Формация – это конкретный тип общества, существующий в определенной исторический период и характеризующийся специфическим способом производства, социальной, политической и духовной сферой общества.

Понятие общественного развития и подходы к нему

Определение 2

Общество – это исторически-существующая совокупность социальных отношений, институтов и сообществ, находящихся в неразрывной взаимосвязи между собой.

Общество представляет собой единственную на данный момент форму совместного проживания больших групп людей на ограниченной территории. Первые общества возникают еще на первобытном этапе развития человечества, на их основе позднее возникают государства – как способ формального закрепления общественных отношений и инструментов административного управления обществом, в рамках которых формируются народы и нации.

Готовые работы на аналогичную тему

Общество – главная среда обитания человека, его вторая природа, имеющая социальных характер. Только благодаря обществу, включению человека начиная с самого рождения в его структуру, последний становится не только индивидом, но и личностью, приобщаясь к культуре, нормам, правилам и ценностям общества.

В историческом аспекте общество представляет собой динамическую структуру, которая находится в постоянном процессе социального воспроизводства, для продолжения своего существования и сохранения целостности. В рамках социального воспроизводства происходит создание материальных и духовных продуктов необходимых для существования общества, а также репродукция его новых членов. При этом общество не только растет количественно, производя все больше ценностей и благ, но также и качественно развивается.

Определение 3

Развитие – это процесс необратимых изменений в структуре общества, которые приводят ее к качественно новому состоянию.

Развитие общества рассматривают в рамках двух основных подходов – стадиального и линейного. Линейный подход предполагает, что развитие осуществляется постепенно, через множество относительно незначительных преобразований, которые меняют общество в историческом процессе. Эти изменения реализуются через процессы интеграции и дифференциации, связанные с расширением спектра задач, стоящих перед обществом и числом его структурных элементов необходимых для их решения, а также созданием новых связей между этими элементами.

Стадиальный подход в свою очередь предполагает, что в развитии общество можно выделить более-менее четкие, специфически отличающиеся друг от друга промежутки, на протяжении которых общество достаточно статично по своей структуре, а качественные изменения происходят в переходные периоды, о знаменующие смену стадий. В рамках стадиального подхода можно выделить две основных парадигмы:

  • формационную,
  • цивилизационную.

Содержание формационной парадигмы

Формационная парадигма была разработана в рамках марксистской философии, и потому в своей основе имеет глубоко материалистические процессы. В качестве краеугольного камня существования общества, и его развития, К. Марксом и Ф. Энгельсом были обоснованы процессы материального производства, а также общественные отношения, которые связана с данными процессами, в частности с самим производством, распределением и потреблением материальных благ. В действительности без материального производства ни одно общество существовать не способно, так как члены общества, составляющие его – люди, как биосоциальные существа, наделенные реальными биологическими потребностями.

Формационная парадигма предполагает, что на различных стадиях развития общества – формациях – складывались отличные друг от друга производственные процессы, а значит и структуры общества. Важнейшими элементами, выступающими движущей силой общественного развития, выступают в свою очередь такие компоненты материального производства, как производственные силы и производственные отношения.

Под производственными силами понимается вся совокупность материальных средств привлекаемых к процессу производства, от его объектов, т.е. ресурсов, до средств производства («орудий труда»). Производственные отношения в свою очередь описывают как соотносятся с данными средства широкие слои общества, известные как классы. Всего было выделено два класса – эксплуатирующий, т.е. тот, который владеет средствами производства, и эксплуатируемый, т.е. тот, который вынужден обменивать свой труд на возможность пользоваться этими средствами.

Совокупность производственных сил и отношений, а также взаимосвязи между ними составляют базис общества – его материально-экономическую основу. В зависимости от базиса создается надстройка – политически-духовная сфера общества, которая стремится закрепить сложившееся положение вещей в базисе.

Формации и процесс развития

Всего в рамках парадигмы было выделено пять основных формаций:

  • первобытнообщинная,
  • рабовладельческая,
  • феодальная,
  • капиталистическая,
  • коммунистическая.

На первобытнообщинной формации классы еще не сформированы, все в равной мере включены в процесс производства, нет права собственности и существует справедливое распределение получаемых благ. Однако рост производительных сил влечет за собой появление излишков материальных благ, т.е. дополнительных продуктов, сверх тех что нужны общине для выживания. Благодаря этому возникает меновая торговля с другими обществами, а также выделяется слой людей, ответственный за распределение этих излишек. Постепенно этот слой преобразуется в племенную элиту, сама община расслаивается на более и менее успешные хозяйства. Наконец войны между общинами, способствуют появлению подневольных членов – рабов.

Первобытная община разрушается и вместо нее складывается рабовладельческая формация с двумя классами – рабов и рабовладельцев. Рабовладельцы имеют права на все средства производства, включая самих рабов, последние принуждены в подневольному труду. Однако по мере совершенствования производительных сил, технологий и способов производства, труд рабов становится все менее и менее производительным, т.к. они не заинтересованы в его результате.

Возникает феодальное общество, в котором крестьяне становятся лично свободны, однако главное средство производства – земля, принадлежит феодалам. Однако дальнейшее развитие сил производства – создание мануфактур и заводов, внедрение новых способов ведения с/х, расширение торговли, вновь вступает в противоречие с производственными отношениями, когда класс по факту владеющий средствами производства – буржуазия, оказывается ущемленным в политическом отношении по отношению к прошлому классу эксплуататоров – феодалам. Как результат в европейских обществах происходят буржуазные революции, демонтирующие старые системы власти и устанавливающие капиталистическое общество.