Понятие философии управления
Управление – это сумма некоторых воздействий субъекта управления на управляемый объект.
Наука об управлении, т. е. менеджмент – это теоретико-содержательное отражение практического регулирования взаимоотношений субъекта и объекта управления.
Философия управления подразумевает обобщенный, понятийно-смысловой анализ теоретико-методологических проблем менеджмента, определение методологических начал концепций менеджмента, рассмотрение этапов эволюции основных парадигм, а также выработку поведенческо-этического кодекса эффективного функционирования организации.
Недооценивание роли философии часто заводит частно-научные теоретические изыскания в методологический тупик.
Философия управления, в соответствии со всем названным, представляет собой неотъемлемую сторону и составную часть социальной философии. По причине того, что само управление является социально-культурным способом регулировать взаимодействия в организации и, в целом, является способом регулировать социальные взаимодействия, выработанный людьми в ходе исторического и эволюционного развития.
Иными словами, наиболее существенной чертой является то, что управление представляет собой деятельность по системному урегулированию труда других людей, то есть управление – это взаимоотношения субъект-объективного порядка.
Действия субъекта – планирование, организация, принятие управленческих решений и т. д. направляются на упорядочение деятельности субъекта, а действия объекта выступают в качестве обратной связи, давая основание сделать заключение о качестве реализации целей субъекта. Из этого вытекает субстратная взаимосвязь философии с управлением: если философия в основном отражает и осмысливает отношения в системе «субъект-объект», то управление регулирует эти взаимоотношения.
Управление является частью общественных отношений и настолько важным социальным феноменом, что за его границами сама социальность и совместная жизнь людей становятся просто невозможной. Говоря о сущности управления самым первичным образом, можно отметить сущностное и главное его качество – сознательное регулирование социальности.
Управление представляет собой сознательную координацию человеческих, межличностных и общественных отношений. Управление формируется в рамках межличностных отношений людей и далее в общественных отношениях, внутри которых реализуется воздействующий системным образом, координирующий и регулирующий такие отношения центр.
Таким образом, отношения – это ближайшее родовое к управлению понятие, специфика и характер которых определяют видовые особенности управления. Если возникает необходимость понять, что же представляет собой особенность рассматриваемого управленческого регулирования, то необходимо, прежде всего, вникнуть в характер общественных отношений, которых сложились в данном социуме, в настоящий момент времени.
То есть, общественные отношения – это очень важное родовое понятие для характеристики управления, что часто его путают с самим управлением. Например, в работе Прохорова А.П. «Русская модель управления», рассмотрена специфика российских общественных отношений, но не уделено внимания непосредственно их организационному инструментарию, то есть управлению, регулирующему отношения индивидов и их групп.
Одна из задач социальной философии – исследовать природу межличностных и общественных отношений, генетическую суть и конкретные проявления их в качестве характеристик социальности.
Философия управления при этом рассматривается в качестве выраженного аспекта социальной философии. Философией управления используется сложившаяся в социальной философии методология анализа социальных явлений. Предмет философии управления, в качестве одного из научных направлений, превращается в исследование регулирующего социального отношения центра и специфического инструментария, который определенным образом воздействует на эти отношения и вместе с этим отражает их сущность.
Другими словами, философией управления исследуется феномен управления в качестве специфической и относительно самостоятельной части общественных и межличностных отношений людей.
Система философского знания
Система философского знания зародилась еще в античный период. В IV веке до н.э. стоиками была разработана схема, актуальная, при условии некоторых коррективов, и сегодня. Философия начинается с логики, далее идет физика, в качестве учения о природе, а затем этика – учение о человеке, путях достижения мудрой и осмысленной жизни.
Специфические черты философского знания:
- двойственность философского знания – философия – это не научное знание как таковое, но ему присущи некоторые черты научного знания – предмет, методы, логико-понятийный аппарат;
- философия является теоретическим мировоззрением, обобщая ранее накопленные человеческие знания;
- предмет философии имеет три исследовательских направления: природу, человека и общество, а также деятельность в качестве системы «человек-мир»;
- философией обобщаются и объединяются другие науки;
- философскому знанию характерна сложная структура;
- в философию включены базовые идеи, которые служат основными для других наук;
- в определенной степени субъективность зависит от мировоззрения и личности отдельных философов;
- философия – это совокупность ценностей и идеалов, характерных для определенной эпохи;
- рефлексия предполагает в качестве субъекта познания философии окружающий мир, а также непосредственно философское знание;
- знание динамично развивается, изменяется и обновляется;
- философское знание имеет круг проблем, которые на сегодняшний день еще не разрешили логическим путем.
То есть, философия – это многокомпонентная структура, но каждая отдельная дисциплина не является частью одного целого, они не могут быть отделены друг от друга и рассмотрены отдельно, только в совокупности со всеми остальными элементами. Иными словами, философия выступает как достаточно сложное и неоднородное образование, которое включает совокупность отдельных дисциплин, имеющих свою специфику. При этом философия не может быть сведена лишь к науке, так как она схожа с искусством, формируя не только ум, но и человеческие чувства.