Бытие – это центральная категория философии, включающая в себя все сущее, все многообразие объектов и явлений в самых разнообразных формах их существования.
Онтология и ее основные понятия
Рассмотрением проблемы бытия занимается такой раздел философии как онтология. Онтология исторически является наиболее ранней из всех философских дисциплин, поскольку напрямую вытекает из критики мифо-религиозного мировоззрения и отвечает на вопросы о бытие:
- что есть бытие?
- каковы его свойства и сущность?
- какова его причина?
- развивается ли бытие и как оно функционирует?
- как бытие соотносится с человеком?
Первоначально ответы на все эти вопросы содержало мифологическое мировоззрение, объяснявшее как строение мира, его происхождение и место в нем человека с помощью мифа. Однако миф сам по себе является чувственно-перцептивным синкретом, который принципиально не поддается рационально-логическому осмыслению и критике, а также достаточно консервативен и не способен отвечать потребностям динамически развивающегося общества. Кризис мифологии порождает философии, хотя последняя еще долгое время использует мифологические термины в своем описании мира.
Исходными терминами онтологии выступают бытие и небытие. Под бытием подразумевается совокупность всех существующих объектов и явлений вне зависимости от способа их существования. Небытие же – это отсутствие существования, ничто, пустота. Соотношения бытия и небытия одна из сложнейших философских проблем, ведь поскольку небытия не существует, знать что-либо о нем невозможно. В то время как ряд философов (Пифагор, Демокрит, Гераклит и т.д.) утверждали существование пустоты, в которой находятся объекты бытия – стихии, атомы, числа, другие (Парменид) принципиально отрицали небытие и пустоту указывая что в мире ничего не возникает из неоткуда и не исчезает никуда – вся материя и энергия перетекает из одной формы в другую. Характерно что современный научный взгляд также отрицает «пустоту». Даже полный вакуум космоса в действительности не пустой, но наполнен темной энергией и материей, недоступной для нашего восприятия, но взаимодействующей с светящимся веществом.
Подходы к пониманию природы бытия
С древнейших времен сформировалось два основных подхода к пониманию природы бытия:
- идеалистический,
- материалистический.
Идеалистический подход предполагает, что источником бытия является некая нематериальная субстанция. В различных философских системах она получает разное обозначение – Число, Мировая Душа, Абсолют, Бог и т.д. Данная субстанция есть главная и подлинная реальность – окружающий же мир – ее производное. В зависимости от особенностей той или иной концепции материальный мир может быть, как реальностью сотворенной Абсолютом, так и псевдореальностью, искаженным отражением подлинного идеального существования. Для концепций субъективного идеализма характерно полное отрицание реальности окружающего бытия, его восприятие как персонального мифа, который конструируется сознанием самого человека – единственной, настоящей реальностью.
Материалистический подход рассматривает в качестве источника и единственной сущности бытия материю. Материя способна принимать различные формы, благодаря чему реализуется видимое многообразие мира, а также подчиняется некоторым законам, которые детерминируют способы ее проявления. Как правило в качестве основной формы реализации материи указывается движение. Материальное бытие находится в процессе постоянного изменения, развития которое может быть, как линейно, так и циклично, либо проходить по диалектической спирали.
С течением времени в философии и науке менялось представление о сущности материи. В античности материя отождествлялась с атомами и структурами из них состоящими. При этом сами атомы подчинялись определенных закономерностям движения, часто основанным на их различной природе и потенциях. В Новое время складывается понимание материи как вещества, которое в своем движении подчиняется законам механики. Наконец в марксистской философии складывается представление о материи не как конкретной форме объекта, но как о философском понятии, под котором подразумеваются любой, реально существующий, т.е. доступный для регистрации человеком, способ бытия мира. На данном этапе развития науки можно выделить два основных вида материи – это вещество и энергия, которые способны взаимно превращаться друг в друга. При этом существует светящееся, т.е. видимое вещество, и темное, т.е. недоступное для регистрации имеющимися средствами, равно как обычное и темное излучение.
Помимо идеалистических и материалистических в истории философии возникали и дуалистические подходы, к которым можно отнести концепции Аристотеля, Декарта и др. В своей картине мира они отражают два равноправных и действующих начала – материю и дух (материю и форму), которые независимы друг от друга и оба являются в равной степени истинным бытием. Однако рассматривая данные концепции более подробно можно отметить, что автор в конечном итоге рассматривает одну из сущностей как более преобладающую по отношению ко второй. Так, Аристотель отмечает, что без материи форма существовать не способна, а Декарт выводит обе субстанции из более высокой субстанции бога.
Проблема развития бытия
Вопрос о началах бытия и законах его существования также разрешается в философии в рамках конкурирующих традиций. Так метафизическая философия видит своей главной задачей поиск первоначал бытия.
Первоначала – это субстанции, абсолютно независимые и неизменные начала, которые лежат в основе всего бытия, и к которым это бытие можно свести.
В качестве первоначал могут рассматриваться как материальные (стихии, атомы, вещество), так и идеальные (бог, разум) субстанции. При этом в рамках метафизики предполагается, что поскольку первоначала вечны и незыблемы, то видимое изменение мира не более чем иллюзия. В действительности характер бытия определяется лишь самими первоначалами, а поскольку их свойства неизменны, то и само бытие стабильно. Изменения носят лишь косметический характер, перемещения элементов бытия в пространстве, которое не способно изменить его конечную сумму.
Диалектический подход исходит из представления о том, что мир находится в состоянии постоянного движения и развития. Под развитием понимается такое движение которое ведет к качественным и необратимым изменениям, т.е. хотя в основании мира и лежит некая субстанция, например, материя, в ходе ее развития свойства самой субстанции качественно меняются и ее уже невозможно свести к изначальному состоянию.