Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Философское понятие культуры. Культура и цивилизация

Культура – это человеческая деятельность в самых разных ее проявлениях, в том числе в форме самовыражения и самопознания.

Общий философский подход к культуре и антикультуре

С древних времен человек осознал, что живет не в природном мире, а в мире, сделанном человеком. Это вторая среда получила название культуры.

Замечание 1

В широком понимании культурой принято называть все, что сделано руками человека, однако это не только материальные предметы, но и социальные отношения, духовные принципы, нематериальное производство.

Культура часто рассматривается современными философами как самую плодоносную составляющую человеческой цивилизации, поскольку так проявляется созидающий характер человеческой деятельности. Культура рассматривается как достижение общества, поскольку является результатом коллективных усилий по обеспечению жизнедеятельности общества и созданию правил поведения в нем. Именно через социализацию происходит усвоение всеми членами общества достижений культуры и нравственных принципов, выработанных конкретным сообществом.

Философы также обратили внимание на противостоянии культуры антикультурным субъективным образованиям. Понятие антикультура, которое было недавно введено, еще плохо охарактеризовано. Она также формируется в результате активной деятельности человека, может принимать довольно широкое распространение. Под антикультурой часто понимают организованное производство антиценностей для достижения целей отдельных субъектов. Примерами такой антикультуры могут являться фашизм, организованная преступность, массовое манипулированием сознания людей, теневая экономика и т.д.

Замечание 2

Необходимо отличать антикультуру от бескультурья, варварства и вандализма. Антикультура весьма умело маскируется под культурные ценности, однако она лишена подлинного «человеческого» лица, а потому лишена направленности на человека, его развитие, а вместо человека-созидателя культивирует образ человека-разрушителя.

«Философское понятие культуры. Культура и цивилизация» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Понимание культуры в разных философских направлениях

В разных философских подходах культуре отводилось разное место. В период античности наиболее близок к современному пониманию культуры был термин пайдейя – внутренняя культура или культура души. В римской литературе культура понимается в трактате марка Катона о земледелии. При этом культура там понимается не просто как обработка земли, а как особый склад характера и отношение к своему труду у земледельца.

В латинском языке слово культура употреблялось в родительном падеже и обозначало совершенствование предмета, с которым данный термин стоит рядом, например, culture lingual – совершенствование языка.

Как самостоятельное слово в европейской литературе слово культура появляется в сочинениях немецкого бриста С. Пуфендорфа. Он разделил человека «естественного», т.е. необразованного, от человека «искусственного», который живет и воспитывается в обществе. Так создается культура. Философское употребление культуры начал немецкий просветитель И. Аделунг, написавший книгу «Опыт истории культуры человеческого рода».

Со времен Шеллинга утверждается концепция, которая делит природу и культуру на два различных мира. Культура ассоциировалась с человеком, в то время как природа, «создавая в человеке божественное», имеет в своих продуктах основу и материал, чтобы развивалась культура. Мир культуры – это эстетике, только в творчестве происходит объединение субъективного и объективного.

Английский философ Ф. Бэкон считал культуру миром деятельности людей. Именно он выделил в культуре материальную и духовную стороны. Материальной культурой Бэкон называл процесс преобразования человеком окружающей среды. Среди великих достижений человечества философ называл изобретение печатного станка и начало книгопечатания, изобретение компаса и пороха, что привело к прогрессу в мореплавании и военном деле, соответственно. Духовная культура воздействует на внутренний мир человека, его духовный мир.

С точки зрения Канта, культура представляет собой то искусственное, что создано людьми. Но при этом он не противопоставлял культуру и природу, считая, что культура продолжает действовать внутри природы. Кроме того, Кант делает замечание, что человек, воспитываясь в культуре, не может не опираться на свой культурный опыт.

Совсем другой подход к культуре выработал О. Шпенглер. У него культура – это живое существо. Представляя собой множество живых организмов, культура отображает живую душу народа. В его философской исторической концепции можно выделить несколько важных пунктов, связанных с культурой:

  • не существует единой культуры, история представляет собой множество локальных культуры, а потому нет единой истории человечества, как нет и преемственности среди культур;
  • культура подобно живому организму возникает, развивается и после периода старости погибает; гибель культуры происходит примерно через тыс. лет;
  • развитие культуры происходит локально на той территории, где она зародилась;
  • в рамках своей локальной территории культура определяет отношение к жизни, смерти, к месту человека в мире, его ценности и т.д.;
  • после того, как культура реализовала свои способности, она переходит в цивилизацию.

Соотношение культуры и цивилизации

Термин цивилизация появился сначала во французской, потом в английской литературе, и изначально специфической смысловой нагрузки не имел, а использовался как синоним культуры. Разграничение культуры и цивилизации произошло в работах немецких философов, таких как И. Кант, Ф. Ницше, О. Шпенглер, а также в трудах русских философов Н. Бердяева и И. Ильина.

С точки зрения Бердяева, культура и цивилизация противостоят друг другу. Так, культура иерархична и имеет благородное происхождение (аристократичность культуры), цивилизация имеет демократичный характер и мирские корни, культура символична, цивилизация – реалистична. Развитие культуры происходит сверху вниз, цивилизации – наоборот. Если культура консервативна, то цивилизация гонится за новым и гордиться своими техническими достижениями. Если в культуре господствует дух, то в цивилизации – техника.

Другую точку зрения высказывали отечественные ученые С. Аверинцев и Г. Бонгард-Левин. Они рассматривали цивилизацию как более высокий уровень бытия, новая и качественная ступень в развитии культуры. Культура – явление древнее, поскольку ее проявления есть на самых ранних ступенях развития общества, задолго до создания классового общества. Переход к классовым отношениям и создание государства обозначили переход к цивилизации.

О. Шпенглер также считал, что цивилизацией необходимо именовать последнюю и завершающую ступень развития культуры.

Дата последнего обновления статьи: 19.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot