Аристотель – это наиболее значимый философ античности, учитель Александра Македонского, труды которого оказали значительное влияние на становление и развития философии в период Средневековья и Возрождения.
Жизненный путь Аристотеля
Аристотель родился в IV веке до н.э. в Македонии в семье придворного лекаря македонского царя. Его отец был крайне образованным человеком, написавшим ряд трактатов по медицине и сам занимался воспитанием и образованием сына. Однако родители Аристотеля умерли за долго до его совершеннолетия, после чего он воспитывался в доме своего дяди, который также уделял много времени его обучению. В семнадцать лет Аристотель направился в Афины, чтобы обучаться в Академии Платона.
Аристотель воспринял учение великого философа, однако по мере того, как он продолжал свое обучение, начала переосмыслять тезисы учителя и выстраивать собственную онтологическую концепцию. Согласно некоторым источником между Платоном и Аристотелем был ряд серьезных разногласий и даже ссор, однако Аристотель оставался в Академии до самой смерти Платона. После этого он странствовал из города в город пока не получил приглашение от Филиппа II стать учителем его сына, Александра.
Когда Аристотель прибыл в Пелле Александру было 13 лет. Аристотель обучал и воспитывал его в течении девяти лет, то тех пор пока Филипп II не был убит и Александр сам не стал царем. Завоевательная политика Александра не пришлась по душе Аристотелю и отношения между ними значительно охладели.
Аристотель вернулся в Афины и основал там собственную школу рядом с храмом Аполлона Ликейского, благодаря чему она получила название Ликей. Аристотель, как и многие другие философы общался с учениками во время прогулок, однако именно за ним закрепилось прозвище перипатетика, т.е. «прогуливающегося».
Несмотря на размолвку с Александром Аристотель придерживается промакедонских взглядов и поддерживает интеграцию Афин с Македонией. Однако после смерти царя в Афинах приходит к власти антимакедонская партия и Аристотель получил обвинение в безбожии, за гимн, написанный в честь погибшего друга Гермия, тирана Атарнеи, в котором обвинители увидели сходство с гимнами в честь Аполлона. Помня о судьбе Сократа, Аристотель решает спешно покинуть Афины, свои труды ему приходится оставить на хранение верным ученикам, которые сберегли бы их от уничтожения. Аристотель бежит в Халкиду, однако уже через год умирает от болезни.
Аристотель был одним из самых продуктивных философов античности, он написал более 150 научных и философских трудов. В своих работах он выступил как энциклопедист обобщив все известные ему сведения по естествознанию, истории, риторике, экономике, политике и конечно же философии, описав все известные ему школы и концепции. Более того Аристотель изложил собственные взгляды по онтологии, гносеологии, этике, социальной и политической философии. Им была заложена классическая логика, получившая название Аристотелевой.
Онтологические воззрения Аристотеля
В отличии от Платона, Аристотель видит в качестве основы мира первичную материю. Первичная материя не конкретизируется Аристотелем, более того ее в принципе невозможно определить или сопоставить с каким-либо веществом, т.к. хотя первичная материя лежит в основе бытия, сама по себе она в нем не представлена. В качестве переходных субстанций между первичной материей и веществом Аристотель указывает стихии – огонь, воду, воздух и землю, которые образуются из различного соединения четырех качеств материи:
- сухого,
- влажного,
- теплого,
- холодного.
Аристотель полагал что все реальные тела и вещества образованы соединением стихий в различных пропорциях. Иногда Аристотель добавлял пятую стихию – эфир, в частности при рассмотрении физики небесных тел. Однако первоматерия образует предметы не сама по себе, а лишь благодаря форме.
Форма у Аристотеля подобно идее у Платона. Она не материальна и не конкретна, не воспринимаема органами чувств и существует в абстрактном пространстве, однако именно форма задает параметры и свойства, которые принимает материя образуя все вещи и объекты реального мира.
Рассматривая проблему всеобщего и единичного Аристотель выводит первичные и вторичные сущности предмета. Первичная сущность – это конкретная данность предмета, во всей совокупности его индивидуальных свойств, доступная для непосредственного восприятия. Вторичная сущность это его родовое или видовое определение, то самое общее знание, которое возводится у Платона и мегариков в абсолют. Однако Аристотель подчиняет вторичную сущность первичной, полагая что общее знание о предметах может возникнуть лишь на основе обобщения чувственных представлений.
Достаточно противоречивые сведения оставляет Аристотель о теории движения. С одной стороны, он полагает движение собственным свойством предметов, которое детерминировано их природой, так легкие и горючие тела поднимаются вверх – так образуются Солнце и звезды, в то время как тяжелые и влажные напротив стремятся вниз, образуя землю и океан.
С другой стороны, Аристотель рассуждая об источнике движения указывает, что поскольку существует предмет движущийся и движимый, то должен существовать движущий предмет, который сам не находится в движении. В качестве такой первопричины движения и вечного движителя Аристотель указывает бога.
Политическая философия Аристотеля
Неотъемлемой частью наследия Аристотеля является его политическая теория. Аристотель определял человека как общественное животное, он полагал, что человек может жить лишь в обществе, его существование вне общества невозможно, а потому государство является естественной средой обитания.
Аристотель заложил основы патриархальной теории возникновения государства полагая, что государство образуется на основании объединения ряда общим или поселений, которые в свою очередь возникают благодаря объединению ряда семей. В этом случае государство есть прямая производная семьи, а его устои и структура аналогичны семейным. Данная теория получила большую популярность в средневековья, поскольку монарх стал рассматриваться как «отец» своих подданных.
Аристотель выделял шесть видов государственного устройства:
- монархию,
- аристократию,
- политаю,
- тиранию,
- олигархию,
- демократию.
Первые три формы он относил к «правильным». В них политический субъект – монарх, общественные элиты или все общество действуют в интересах достижения общего, государственного блага. Последние три формы «неправильные». Они отличаются лишь тем, что в них политические лица действуют лишь в собственных интересах – т.е. тирана, круга богачей или напротив бедного большинства.