Антропология в рамках философских теорий
Развитие антропологической тематики характерно для всей истории философии. Оно представлено неотделимым от философских теорий мыслителей различных эпох.
Из античности известна теория человека как «общественного животного». А в средние века доминировало понимание человека как творения Бога.
Эпоху Возрождения все исследователи называют расцветом антропоцентризма. В это время создается новое, относительно средневековья, понимание сущности человека. Согласно нему человек является «сыном Бога», он значим наравне с Ним. При этом здесь утверждается гармоничное единство природного и духовного начал в человеке; отвергается аскетическое отношение к телу человека.
Кроме того, в эпоху Возрождения Д. Бруно формулирует концепцию «героического энтузиазма», исходя из которой человек это часть природы, не обладает личным бессмертием и неминуемо должен исчезнуть после смерти. Но при все этом, он не боится смерти и смело идет ей на встречу.
В эпоху Нового времени появляется концепция человека как «мыслящего тростника» Блеза Паскаля. В этой теории человек онтологически мал, не имеет четкой организации и определенного места в картине мира. Но в осознании своего ничтожества и есть достоинство и отличительная черта человека. Только он, в сравнении с животными, способен это понять.
В эпоху Просвещения можно проследить три основных линии осмысления природы человека.
- Во-первых, это понимание человека как продукта социального развития (Вольтер, Дидро). Основа существования мира здесь – это создаваемые между людьми социальные взаимоотношения, основанные на положениях разума, равенства и свободы. Кроме того, мыслители, придерживающиеся этой точки зрения, отрицают бессмертие души человека.
- Во-вторых, это учение о человеке Руссо. Общеизвестно утверждение Руссо: «Я есть Другой». По его мысли, человек склонен к самопознанию, но познать себя человек может только через познание других людей.
- В-третьих, это вульгарно-материалистическая теория Ламетри, в которой человек и его физиологические и духовные процессы уподобляются машине и растению.
Институализация антропологии и антропологический поворот
Философская антропология как школа самостоятельная школа мысли появляется в первой половине $XX$ века. Это связано с философской деятельностью Макса Шелера. Основными произведениями мыслителя можно назвать статьи «Человек и история» и «Положение человека в космосе».
Точка зрения мыслителя явилась толчком для антропологического поворота в философии $XX$ века. Согласно его установке суть мира и его познания должна определяться исходя из утверждения наличия особой природы человека.
По мнению немецкого мыслителя, существует три подхода к определению природы человека:
- античный, в рамках которого человек замечает то, что обладает особым самосознанием;
- христианский, согласно которому природа человека укоренена в сфере божественного;
- естественнонаучный, являющийся итогом развития эволюционных теорий происхождения человека.
М. Шелер считает указанные подходы недостаточными и развивает новый. Для этого мыслитель вводит две интеллектуальные операции: феноменологическая редукция и операция идеирующей абстракции.
- Процедура феноменологической редукции применительно к выявлению природы человека заключается в его способности к «прорыву», к покиданию реальности с присущей ей объективностью. Наличие в человеке духовной устремленности вовне и отличает человека от животного.
- Операция идеирующей абстаркции проявляется в способности человека ставить вопросы, выходящие за рамки реальности. Указанный механизм являет своего рода путь к трансцендентному, сверхреальному, открывающему онтологические законы существования мира.
Итогом применения этих двух операций является утверждение природы человека как любви. Человек в первую очередь существо любящее. Любовь здесь имеет связь в первую очередь со сферой высших ценностных, эстетических и других императивов.