Русский космизм
Космизм представляет собой духовный, интеллектуальный и мистический феномен русской культуры, который наибольшее развитие получает на рубеже $XIX-XX$ вв.
Его представители: Н.Ф. Федоров, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, П. Тейяр де Шарден и др.
Основой русского космизма является единство философии, христианства и элементов синкретического мировоззрения. Космизм представляет собой единство онтологической, социальной и антропологической мысли. Человек представляет собой здесь часть космоса; он должен реализовать свой творческий потенциал через создание артефактов культуры.
Ключевые идеи русского космизма:
- всеединство, представляющее собой единство живого и неживого (В.С. Соловьев, В.И. Вернадский и др.);
- незавершенность развития мира и человека; постоянное стремление к утраченной гармонии, к ее обретению;
- смысл человеческой жизни – преображение окружающего мира, которое понимается как одухотворение природы.
Антропологические идеи Н.Ф. Федорова
Концепция космизма, разработанная Н.Ф. Федоровым, носит сциентический характер, соединенный с христианским эсхатологическим учением. Ключевой мыслью указанной концепции является представление о долге христианина духовно заботиться о своих умерших предках. Антропология Федорова – это учение о воскресении мертвых.
На антропологию Федорова повлияла в первую очередь христианская антропологическая концепция (Ориген, Григорий Нисский, Августин Аврелий). Из нее больший интерес для русского мыслителя является их понимание воскресения из мертвых.
Концепт воскресения Федоров понимает как восстановление ныне живущим поколением своих предков. Воскрешение носит всеобщий характер для общества, являясь его стратегической целью. Этот процесс происходит не одномоментно, он растянут во времени.
Стоит подчеркнуть, что Федоров рассматривает воскресение как реальное событие, а не всецело мистический акт. Это возможно на основе собирания частиц материи, рассеянных в прахе умершего человека. Воскрешение – это собирание частиц человеческой телесности.
Посредством собирания происходит совершенствование материальной составляющей мира, ее одухотворения человеком. Находясь в процессе воскрешения, человечество приобретает познавательный потенциал (в виде совокупности сведений). На основе познавательного фундамента будущее человечество будет иметь другой онтологический статус. Федоров пишет о «новом человеке».
Антропологические воззрения В.И. Вернадского
Антропологические идеи В.И. Вернадского тесно связаны с его теорией ноосферы. По большому счету, ноосфера представляет собой живую природу, управляемую разумом человека. Человек здесь рассматривается как генератор, источник развития Вселенной.
Термин ноосфера Вернадским определялся трояко:
- ноосфера – это уровень развития планеты, при котором человеку отводится ключевое преобразующее начало;
- ноосфера – это сфера проявления научной мысли;
- ноосфера – это принцип, на основе которого происходит перестройка биосферы.
Значение учения о ноосфере в первую очередь проявляется в том, что оно за основу берет единство человека и биосферы. Биосфера понимается здесь как пространство жизнедеятельности человека.
Кроме того, учение о ноосфере позволило осмысливать человека и феномен его жизни посредством соединения естественнонаучных и гуманитарных исследовательских практик.
Ноосфера выступает новым состоянием всего живого, при котором меняется онтологический статус не только растений и животных, но и человека. Развивающим импульсом при это является гармоничная связь, соработничество человека с природой.
Идеи русских космистов нашли непосредственное практическое выражение в медицинских экспериментов русских ученых в $20$-е гг. $XX$ века.