В исследовательской литературе сложилось мнение, что в русской философии доминировало две темы: историософия и антропология.
Древнерусская философия подходила к характеристике человеческой природы с точки зрения христианской догматики и в первую очередь рассматривала его с использованием концептов любви и веры.
Сердце человека
Понятие любви в характеристике человека тесно связано с категорией сердце. Познание Бога человеком понимается как «собирание мысли в сердце», «устремление сердца к Богу».
Здесь интересно уподобление человека Псалтири. Это можно заметить в Азбуковниках, русских средневековых энциклопедиях, где псалтирь толкуется как ветхозаветная и богослужебная книга, как музыкальный инструмент и как сам человек, имеющий чувства и стремящийся своей жизнь угождать Богу.
Человек, по мнению древнерусских книжников, является венцом творения, весь мир творился для него. Так Кирилл Туровский считает, что человек является центром мироздания. Владимир Мономах в своем «Поучении…» выражает схожую мысль.
Дух, душа и тело
При решении вопроса о смысле и цели человеческой жизни древнерусские мыслители использовали понятия дух, душа, тело в их диалектической взаимосвязи. Интересным является разведение телесности человека на два типа: на греховную плоть и одухотворенное тело. Наличие в человеке зла и греха связывалось с испорченностью плоти первородным грехом.
Но в древнерусской мысли этого времени присутствовало и другое мнение по поводу соотношения души и тела. Его можно заметить в «Изборнике 1076 года» и в сочинениях Кирилла Туровского. Представители указанной точки зрения склонны считать, что тело и душа человека представляют собой целостность, в которой тело – это представитель природного начала, а душа – явление трансцендентное.
Основная цель человеческой жизни – это спасение, забота о посмертной участи своей души. В древнерусской ментальной культуре в большей степени преобладает образ человека умеренного, т.е. избавляющегося от греха и порока, стремящегося к духовно-нравственному совершенству. Для теолого-философской мысли этого времени характерно обращение к построению специфических духовных лестниц восхождения к Богу.
Идеальные образы человека
Древнерусская книжность склонна описывать природу человека через создание идеальных образов. Такими идеальными образами человека в эту эпоху являются образ князя и образ инока.
-
Образ князя. При создании мыслителем образа идеального правителя просматривается его та или иная идеологическая подоснова.
Так митрополит Иларион «Слове о законе и благодате» строит свое представление об должном образе князя, обращаясь к оценке деятельности князя Владимира и его предшественников князей-язычников.
Позже Владимир Мономах в «Поучении…» также стремится дать своим сыновьям и потомкам образа такого правителя, к деяниям которого следует стремиться. Идеальный правитель, исходя из сочинения Мономаха, должен обладать высокими морально-нравственными качествами, основывающимися на религиозной вере, и стремиться к познанию, которое здесь понимается как знание Священного Писания. Князь – это наместник Бога на земле, поэтому он ответственен за своих подданных и должен заботиться об их благе.
-
Образ инока. Для древнерусской духовной культуры характерен феномен святости. Русская Церковь времен средневековья дала вселенской Церкви большое количество святых людей, образцов следования христианским заповедям и моральным установкам.
Монашеский образ жизни становится для человека идеалом духовной жизни. Русскими мыслителями создает целый пласт житийной и поучительной литературы, основывающей на духовно-мистическом опыте монашества. Одним из самых древних текстов такого типа является «Киево-Печерский патерик», задавший тон для последующих, аналогичных творений. Антропологическую проблематику затрагивал и знаменитый спор между нестяжателями и иосифлянами.
На исходе периода древнерусской мысли ее представители начинают писать об утрате человеком гармонии с собой.