Профессиональная деятельность – это целенаправленная деятельность человека, обусловленная специфическими рамками определенной профессии, ее целями и задачами.
Понятие и виды деятельности
Деятельность представляет собой одну из центральных форм бытия человека. В отличии от животных, которые адаптируются к окружающей среде или действуют на основе инстинктивно заложенных программ, человек реализует субъектный, деятельный подход к миру.
Деятельность в своей структуре предполагает наличие четко осознаваемой цели, программы действий, которая ведет к ее достижению, а также мотива, побуждающего личность к действию и основанного на существующих потребностях.
Человеческая деятельность имеет преобразующий потенциал, она меняет как объект деятельности, т.е. то на что направлены усилия, так и сам субъект деятельности, который в ходе деятельности реализует себя, приобретает практический опыт, совершенствует собственные навыки и т.д.
Принято выделять четыре основных вида деятельности:
- общение,
- учение,
- игра,
- труд.
Общение как деятельность можно рассматривать на двух уровнях – широком, в рамках которого общение рассматривается как процесс коммуникации, вербального и невербального взаимодействия между двумя людьми, с целью передачи информации или оказания воздействия, и более узком, специализированным. Общение в широком смысле слова, представляет собой наиболее распространенный и даже жизненно необходимый вид деятельности человека, и входит в состав других видов деятельности, поскольку обучение, игра, труд без общения (хотя бы опосредованного) невозможны.
Общение в узком смысле представляет собой специфический вид деятельности, цели, задачи и средства воздействия которого лежат исключительно в рамках коммуникативного процесса. Примером общения как профессиональной деятельности, может выступать деятельность психолога, который посредством специально организованных коммуникативных приемов оказывает воздействие на личность пациента, деятельность управленца, который с помощью коммуникации осуществляет руководство другими людьми, деятельность артиста который с помощью речи, мимики, жестов, заставляет людей переживать те или иные психоэмоциональные состояния и т.д.
Учение также включает в себя два взаимосвязанных вида деятельности. С одной стороны, это обучающая, преподавательская деятельность педагога, воспитателя, направленная на передачу знаний, умений, навыков собственным ученикам, а с другой стороны это учебная деятельность самих учеников, направленная на усвоение этого материала. Учение сопровождает человека на протяжении всей его жизни от самого рождения, до самой старости, поскольку столкновение с любым новым проявлением реальности (новая работа, новые навыки, новое оборудование, новый продукт) требует учения связанного с его освоением.
Специфической особенностью игры, является тот факт, что цели деятельности лежат не за ее пределами, а в рамках самого процесса деятельности. При этом традиционно выделяется детская, имитирующая игра, которая традиционно рассматривается с позиции усвоения детьми различных социальных ролей (учителя, продавца, родителя, военного и т.д.), а также самоценная игра, характерная как для детей, так и для взрослых. Можно выделить также профессиональные виды игры, такие как спортивная и киберспортивная деятельность.
Труд представляет собой преобразующую деятельность, направленную на получение социально полезного результата – материального или духовного продукта. Трудовая деятельность наиболее обширна и разнообразна, именно труд в первую очередь воспринимается как сфера самореализации личности. В тоже время монотонный, стереотипный, отчужденный труд индустриального рабочего или офисного клерка выступают одним из факторов деградации, дезадаптации личности.
Специфика профессиональной деятельности
Профессиональная деятельность неизбежно включает в себя элементы всех четырех основных видов деятельности, но в то же время раскрывает их на более глубоком уровне, обусловленном спецификой той профессиональной среды, в которой эта деятельность осуществляется. Статус профессионала предполагает, что человек не просто выполняет некую деятельность, но сознательно выбирает ее в качестве своей зоны трудовой реализации, связывает с этой деятельностью определенные ожидания, ценности, убеждения, стремится к развитию в ее рамках, повышению собственного профессионализма и достигает в том числе личностного роста.
Так, например, деятельность по выкапыванию и закапыванию ямы, даже высоко оплачиваемая и выполняемая качественно, не может считаться профессиональной, поскольку выполняющий ее человек не способен считать данную деятельность собственным призванием. Она является просто физическим трудом.
Аналогично человека выполняющего трудовую деятельность в следствии экономического принуждения, исключительно ради заработка, к которой он испытывает преимущественно негативные эмоции, нельзя назвать профессионалом. Личностными результатами такой деятельности становится переживание отчуждения от результатов и процесса труда, профессиональные деформации и складывание синдрома эмоционального выгорания.
Место философии в профессиональной деятельности
Значимым компонентом профессиональной деятельности и профессионализма являются ценностные установки и мировоззренческая ориентация личности, ее отношение к труду, к обществу, к миру, к самой себе. Формирование этих установок, а значит и формирование профессионализма невозможно без усвоения личностью философских представлений, концепций.
Философия как система рефлексии бытия предлагает миру и обществу различные мировоззренческие концепции, среди которых различные общества, государства выбирают наиболее близкие им по духу, целям, ценностям. Личность в свою очередь складываясь и воспитываясь в определенном обществе неосознанно потребляет готовые мировоззренческие образцы, основанные на главенствующей философии.
Развиваясь как профессионал личность неизбежно сталкивается с «вечными» вопросами, которые решаются в рамках философии, и так или иначе нуждается в потреблении философских теорий и подходов, для синтеза собственной экзистенциальной позиции.