Жак Деррида ($1930-2004$) является французским философом-постструктуралистом и теоретиком литературы. Наибольшую популярность в современной философии получила его методология деконструктивизма. Практика «деконструкции» получила свое развитие в одной из программных работ мыслителя «О грамматологии».
Предпосылки «деконструкции» Ж. Деррида
Ж. Деррида – философ языка. Практика деконструкции рождается из самого процесса работы Ж. Деррида с текстом как таковым. Под его пером скрещиваются тексты разных дисциплин – философии, литературы, психоанализа, социологии и др. Тексты Деррида – это нечто среднее между философией и литературой, теорией и размышлением.
Что есть деконструкция?
Подходя к определению «деконструкции» нужно отметить то, что сам Деррида его не дает. Для мыслителя она не является процедурой или методом.
Деконструкция, образно говоря, есть некий мотив или сюжет.
Деррида с двух позиций характеризует понятие «деконструкция»: негативной и позитивной. В первом случае деконструкция – это спонтанное и анонимное явление, которое вполне самостоятельно. В этом можно видеть итог столкновения множества текстов, как художественных, так и философских. Поэтому Ж. Деррида пишет о деконструкции:
«Чем деконструкция не является? – Да всем! Что такое деконструкция? – Да ничто!»
В поздний период своего творчества Деррида обращается и к положительным, утвердительным размышлениям о деконструкции. В этом случае она рассматривается через категорию «изобретение». Деконструкция оказывается способной творить, воображать, производить.
Стратегия деконструкции
Деконструкция не предполагает исключительно правильной стратегии применения. Стратегия зависит от специфики текста/ текстов в том смысле, что деконструкция проникает в их слабые места: неувязки, двусмысленности и т.д. В целом же, можно проследить две ключевые стратегии деконструктивизма: первая, связанная с ранним творчеством Деррида, относится к перепрочтению текстов западной философии, вторая фокусируется на выявлении в тексте неразрешимых противоречий, апорий.
Деконструкция в действии
Ж. Деррида, по сути, предпринимает деконструкцию философии, критикуя в первую очередь метафизику. Но это не означает конца философии. Метафизика отдает приоритет сознанию, понимаемому в его чистой, рационализированной форме. В основе метафизики лежит логоцентризм, т.е. постулирование данности наличия, доминирования одного суждения в бинарном отношении (например, в оппозиции добро/ зло в рамках метафизики предпочтение отдается добру). Но при всем этом деконструкция метафизики не предполагает ее уничтожения, деконструкция занята исследованием структуры и смыслового центра метафизики. Она констатирует не конец метафизики, но постоянно длящееся разрастание ее границ.
Наравне с этим Ж. Деррида интересует психоанализ. В первую очередь, его интересует понятие бессознательного, которое он подвергает деконструкции. Бессознательное лишается своих свойств, теряет определенное место, оказываясь одновременно везде и нигде. Такой интерес к психоанализу связан с тем, что он снимает границы, налагаемые логоцентризмом на такие оппозиции как реальное и воображаемое, нормальное и патологическое и др. Ж. Деррида в большей степени релятивизирует эти взаимосвязанные понятия. Они одновременно становятся и плохими и хорошими, и осмысленными и бессмысленными и многими другими.
Кроме того, Ж. Деррида в своем философском проекте «деконструирует» феноменологию и структурализм. В том числе следующих философов: Ж.Ж. Руссо, Ф. Ницше, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Х.-Г. Гадамер, М. Фуко и др.
«Архиписьмо»
В рамках своей деконструктивистской концепции Ж. Деррида выдвигает гипотезу о наличии «архиписьма». «Архиписьмо» первично, но связь с ним в рамках европейской интеллектуальной традиции была утеряна, заменена на «живую», устную речь. Деррида ставит целью восстановить утраченное. В этом можно видеть цель деконструкции.
Концепция деконструкции была неоднозначно встречена современниками. Особую популярность она получила в США.