Положение постмодернизма в интеллектуальном пространстве современной философии неоднозначно. Он не является четко оформленным направлением мысли, скорее это духовное состояние эпохи.
Постмодерн и постмодернизм
Для характеристики эволюции постмодернизма нужно определить, что значат две категории: постмодерн и постмодернизм.
Постмодерн – это период развития культуры, а постмодернизм – это теоретическое осмысление этой культуры, которое имеет вид философских концепций и теорий.
Понятия постмодерн и постмодернизм с разной смысловой наполненностью присутствовали в искусствоведении и философии начиная с $10-20 гг. XX века$. Но как специфически философское явление постмодернизм, как считают многие исследователи, заявил о себе в работе Ж.Ф. Лиотара «Состояние постмодерна» ($1979 г.$). В $80-90 гг. XX в.$ постмодернистская философия становится популярной в странах Западной Европы и США. Ключевым моментом здесь является то, что постмодернизм понимается как осмысление общества как постсовременного.
Возникновение постмодернизма
Основой для появления постмодернизма стал «лингвистический поворот» в философии. «Лингвистический поворот» - это смена методологической парадигмы философии, при которой ключевой становится проблема языка, что обуславливает рассмотрение познания как специфически языкового явления.
Постмодернизм и постструктурализм
Многие исследователи постмодернизм рассматривают как относительно новый этап в развитии постструктурализма. Постструктурализм отличается критическим отношением к рациональности, идее прогресса. В целом, он может быть назван выражением скептицизма и релятивизма, эпистемологического сомнения.
Эволюция постмодернизма
Как было отмечено выше, постмодернизм не является целостным философским направлением. Скорее он предстает рядом смысловых сообществ, развитие которых в своей совокупности и рождает историческое измерение постмодернистской философии.
В развитии постмодернистской философии можно выделить следующие ключевые теории:
-
«Текстологический» постструктурализм Р. Барта. В рамках этой теории текст являет собой открытую систему цитирования, прочитываемую с помощью множества кодов, количество которых принципиально вновь и вновь обновляется. Основным понятием при этом выступает «децентрация», предполагающая отсутствие привязки к сюжету и к субъекту. Текст – нечто самостоятельное, а субъект лишь его функция.
-
Деконструкция Ж. Деррида. Практика деконструкции являет собой процедуру обнаружения «неразрешимости» любого текста, иными словами невозможности его смысловой реконструкции. Кроме того, деконструкция обнаруживает онтологические смыслы, предполагающие деконструкцию самой возможности использования термина «бытие», наличие которого является основой истинности всех остальных понятий и слов.
-
«Генеалогия власти» М. Фуко. Власть, с точки зрения генеалогии, пронизывает все общество. Она является структурой репрессивной по отношению к человеку. Наибольшую связь власть имеет со знанием: власть устанавливает выгодную для себя науку и знание, в тоже время, и знание выступает ее гарантом.
-
«Шизоанализ» Ж. Делеза и Ф. Гваттари. Указанная интеллектуальная практика параллельно направлена на критику капиталистического общества и структурного психоанализа Ж. Лакана. Используя базовую схему Ж. Лакана «Воображаемое-Символическое-Реальное», можно сказать, что «шизоанализ» занимается вскрытием «реального». Делез и Гваттари отказываются от означающего, это ведет к отказу от ключевой психоаналитической структуры – «Эдипова комплекса» - следствием чего становится недоверие к культуре. Итогом процедуры «шизоанализа» становится «состоявшийся шизофреник», не карикатурный субъект, но «объект» машинного бессознательного желания, который находится в процессе его раскодирования.