Новое время: его особенности
Новое время охватывает собой период с начала 16 и до начала 20 века. Однако среди историков нет единого мнения насчёт хронологии этой эпохи. Новое Время ознаменовало собой окончание жестокого и тёмного Средневековья.
Характерными особенностями средневековья были религиозный догматизм, вмешательство Церкви в экономическую, политическую, культурную жизнь социума. Даже частная жизнь была под присмотром и жёсткой цензурой со стороны священнослужителей. В средние века человек не принадлежал себе, за него думала Церковь. Все стремления и цели индивида признавались еретическими, если не попадали в идеологическую парадигму этого времени. Даже высокопоставленные государственники, крупные феодалы, и правители зачастую не могли шагу ступить без Папы Римского. Новое время принесло с собой принципиально другие идеи, объявило индивидуума главной ценностью. Самые смелые философы и учёные поставили своей целью сделать знание общедоступным и поставить его на службу обществу. Если раньше знание было привилегией небольшой группы посвящённых, то теперь издаются энциклопедии и различные сборники, которые были понятными для больших групп людей. Теперь в полемике и дискуссиях могли участвовать даже женщины. Если раньше слабый пол не допускали к занятию науками, то теперь выпускаются специальные издания и публикации для них.
Двигателем изменений во всех сферах социума в это время несомненно стали философия и наука. Нужно отметить, что этот этап развития западной цивилизации отличается неравномерностью общественного развития. К примеру, в Англии происходит буржуазная революция (1640-1688). Франция входит в период расцвета абсолютизма, а Италия по причине победы контрреформации оказывается надолго отброшенной на периферию развития.
Движение от феодального типа производства к капиталистическому носило неоднозначный характер, а зачастую принимало драматические формы. Пропасть между силой власти, права и денег приводит к тому, что сами жизненные условия для индивида становится случайными. Характерным явлением становиться разделение на человека родового и частного, на эмпирического и абстрактно-всеобщего. Мировоззрение теряет былую цельность и однозначность. Когда ортодоксальные постулаты Церкви указывали личности как нужно жить, то для людей не возникало никаких противоречий и вопросов, касательно устройства мира и целеполагания. Но взгляды человека на мир приобретают глубину, потому что он понял противоречивость и сложность бытия.
Формирование философии Нового времени
Начиная с 18-го столетия начинается период в развитии философской традиции Запада, который принято называть философией Нового времени. Зарождение и складывание новой европейской мыслительной традиции определили следующие факторы:
- социально-экономические преобразования.
- разложение феодальных, и зарождение капиталистических отношений.
- возрождений ценностей античной культуры.
- религиозная реформация.
- распространение знаний среди широких слоёв населения.
- активное развитие естествознания.
Всё вышеперечисленное приводит к тому, что религия теряет свои прежние позиции, отныне у неё нет монополии в культурной и духовной сферах бытия.
Во времена феодализма и рабовладения не было чёткого разделения между философской мыслью и науками. Тогда существовала неразграниченная, единая сфера знания, которая называлась «философия-наука». В Новое время происходит отпочкование частных дисциплин из лона философии. Это, в свою очередь, повлияло и на последнюю. Мыслительная традиция приобрела специфические черты, в ней появились новые направления и методы. Прежде всего, изменяется сам предмет «матери» всех наук, а сами мыслители концентрируют своё внимание на проблеме соотношении сознания и материи, а также уделяют внимание решению логико-гносеологических вопросов. Кроме того, радикальные перемены в естествознании, зарождение и развитие частных методов исследования в этой области, поставили перед мыслителями задачу обобщения их достижений и разработки некоего общего метода. Именно серьёзные успехи в частных науках поставили вопрос о выработке метода познания. Сначала был поставлен вопрос о происхождении знания, его источнике. Что первично: разум или чувства, спрашивали интеллектуалы этой эпохи. При решении этих проблем было создано два главных течения:
- эмпиризм (Бэкон, Гоббс, Локк).
- рационализм (Декарт, Спиноза, Лейбниц).
Эмпиризм как направление в гносеологии, связанное с успехами естествознания, возникает Италии и Нидерландах, но своё логическое завершение получает в Англии. Рационализм же, связанный, в первую очередь, с достижениями математической науки, появился ещё в Древней Элладе, а именно в концепциях Сократа и Платона. Окончательно это направление оформляется как независимое течение в гносеологии только в 17 столетии.
Приверженцы первого течения утверждали, что опыт – главный источник знания, что нет ничего в сознании, чего бы не было в чувствах. Представители данной интеллектуальной парадигмы опирались на эксперимент и на конкретные достижения современной им физики, зоологии, химии, ботаники. Они были убеждены, что знание происходит из чувственного опыта, непосредственного наблюдения и эксперимента. Всеобщие достоверные истины, в которых никто не может усомниться, согласно их взглядам, происходят только из опыта, а не из сознания.
Рационалисты же, являясь по совместительству творцами новой математики и теоретического естествознания, считали главным источником знания – разум, логическое мышление с его дедуктивно-математическим методом. Они ставили своей целью сделать рационалистический метод всеобщим как для философии, так и для всех частных наук. Источник всеобщности и необходимости математических истин выводился из самого ума, либо из понятий, врожденных уму (Декарт), либо из врожденных интеллектуальных потенций (Лейбниц). Таким образом, оба эти направления абсолютизировали одну из сторон познавательного процесса.