Философия культуры – это направление философии, которое занимается исследованием принципов и закономерностей развития культуры.
Становление и развитие философии культуры
Философия культуры является относительно молодым направлением философии, которое возникло только в 20 веке. Однако история ее формирования достаточно длинная. В ранних цивилизациях культура не была предметом для размышления философов, поскольку в высшем обществе понятие о культуре совпадало с религиозным культом, а в народном варианте - с бытовавшими традициями. Только греческие софисты подняли вопрос культуры общества. Они противопоставили мир человека и тех предметов, который он создает своим умом и руками, объективному миру природы. Этим, с одной стороны, наметилось разграничение естественнонаучного и гуманитарного знания, с другой стороны, начало формироваться понятие о культуре как особом типе реальности. Однако идеи об особенности культуры в древнегреческом обществе не нашли должного развития, поскольку господствовала идея природы как единственной всеохватывающей реальности.
В период Средних веков в философии культуры также не последовало изменений. Философия этого времени тесно сопряжена с религией. Несмотря на то, что учение о природе, мире, система образования была заимствована из античности, средневековые философы смогли парадоксально соединить утилитарное принятие духовных основ греческого мира и при этом размежеваться с ним. Культура стала восприниматься как «внешний» объект, представлявший соблазн для праведной души.
В эпоху европейского гуманизма происходит отделение культуры от религиозного культа, возрождается былой античный антропоцентризм, а сама культура достигает высокой степени автономии. Утверждается идея о культурном плюрализме. Однако даже в это время культура не становится самостоятельным объектом философии, поскольку все внимание сосредотачивается на природе, которая представляется как универсум явлений. Культура – это ее лишь копия, соответственно, необходимо изучать не копию (культуру), а сам оригинал (природу). Намечавшему прогрессу в философии культуры помешала реформация, которая изменила направление философской мысли.
Изменение в философии наблюдается только в 18 веке. Этому способствовали следующие обстоятельства:
- формирование принципа историзма в науке;
- утверждение культурного релятивизма;
- рост индивидуальности человека, что начало проявляться в творчестве;
- повышение внимание к социальной истории;
- развитие археологии, лингвистики, педагогики, востоковедения и других наук.
Эти причины создают основу для формирования нового представления о человеке, природе и культуре. Д. Вико создает свою теорию истории, которая представляет собой смену культурных циклов, на протяжении которых развивается самосознание и самопознание человечества. Руссо рассуждает о культуре человека как о свободном акте и способе творить свою сущность.
Большую роль в эмансипации культуры сыграли представители немецкой классической философии – Кант, Фихте, Гегель. Они построили развернутые модели культуры (например, «Феноменология духа» Гегеля). Влияние их идей и развитие понимания культуры в других философских направлениях, в художественной культуре и литературе означало переход от историософии к обсуждению явлений культуры.
Настоящий спектр вариантов культуры дает философия 20 века. Однако в это же время зарождается культурология, которую не всегда можно отличить от философии культуры. Создаваемые концепции философов достаточно разнообразны, среди них:
- философия жизни Г. Зиммеля;
- философия символических форм Э. Кассирера;
- рациовитализм Х. Ортега-и-Гасета;
- экзистенциальная концепция культуры М. Хайдеггера и К. Ясперса;
- исторические теории культуры А. Тойнби и Й. Хейзинги;
- социология культуры Вебера, Манхейма и др.
Это только немногие имена тех, кто занялся проблемами культуры, человека и общества в данном контексте.
Предмет философии культуры
Несмотря на выделении философии культуры в самостоятельное научное направление, споры вокруг предмета данного философского направления не утихают. С точки зрения М.С. Кагана философии культуры должна осмыслить культуру во всей ее полноте, целостности и реальности, в ее строении, функционировании и развитии. В.М. Межуев считает, что философия культуры должна заниматься исследованием истории разных сменяющих друг друга теорий культуры. Как указывает Т.С. Лапина, «авторы пока слабо учитывают природу философии в целом, ими также недостаточно принимается во внимание ее расчлененность на исторически сложившиеся разделы… не делается должных выводов из характера признания рукотворности культуры, … поэтому общие принципы ее объяснения, если они приводятся, не увязываются с общими принципами ее производства».
С точки зрения Лапиной, философия культуры должна заниматься вопросами ее основания, т.е. искать то, чем культура детерминирована, откуда она берет свое начало, с чем связана, какими формами определяется, что она, в свою очередь, обусловливает. Как подчеркивает Гуревич, конкретным знанием о культуре должна заниматься культурология, философия занимается метафизическим постижением культуры.
Многообразие подходов к пониманию культуры
Сложности в определении предмета философии культуры проистекают и сложности самого явления. Культура представляет собой сложное фундаментальное понятие, определений которого насчитывается около 400 вариантов. При этом с попытке определить сущность культуры выделяют две ее основные стороны. Во-первых, культура выражает устойчивость, неизменность человеческого бытия, во-вторых, она изменчива, потому и существует множество подходов к ее определению.
Согласно философско-антропологическому подходу культура равна человеческой природе. Согласно Тейлору культура предстает как развитие человеческой цивилизации, при этом культура выводится из биологии человека. Исторический подход к культуре гласит, что в человече существует то, что его отличает от животных, средство и результат этого – культура. Гердер считал, что человечество движется от варварства к цивилизации через просвещение. Социологический подход к культуре предусматривает, что культура выступает фактором организации общества. Культурные ценности создают люди, но потом эти ценности сами влияют на общество и определяют его развития. Над человеком господствует то, что рождено им самим.