Альберт Камю – французский литератор, философ, культурный деятель военных и послевоенных лет, лауреат Нобелевской премии по литературе
Биография А. Камю
А. Камю родился во французском Алжире в 1913 году, в семье французского крестьянина Люсьена Камю и испанки Катрин Синтес. Уже через год после рождения Альберта его отец погиб на полях Первой мировой войны, а мать вскоре пережила удар, который сильно сказался на ее здоровье.
Камю вместе с матерью переезжают в Алжир где живут у бабушки. Мать Камю, онемевшая после перенесенного удара, была единственным работающим человеком в семье, что обрекло детство Камю на суровую нищету. Однако несмотря на выпавшие испытания Камю оказывается крайне жизнерадостным ребенком, искренне восхищенным природой и жизнью северной Африки.
Камю оканчивает начальную школу в Белькуре в 1924 году. Судьба оказывается благосклонна к будущему мыслителю – учитель Камю, Луи Жермен, видит в выпускнике значительный талант и выбивает ему место и стипендию для обучения в лицее, после которого Альберт поступает на философский факультет Алжирского университета. Камю не только увлеченно учиться, но также много работает, дабы оплатить обучение и активно занимается спортом. Однако заболевание туберкулезом ставит крест на спортивных увлечениях Камю.
Камю увлекается социалистическими и коммунистическими идеями, в 1935 году вступает в Французскую коммунистическую партию, из которое его исключают уже через год, по обвинению в «троцкизме». Камю много работает на культурном поприще – в качестве независимого журналиста для газет и журналов Алжира, кроме того он организует «Народный театр», в котором ставит различные постановки, включая русскую классику.
К моменту окончания университета, 1936 году, Камю уже широко известен в Алжире как литератор и интеллектуал. Однако новая вспышка туберкулеза ставит крест на его академической карьере. Камю отказывается от обучения в аспирантуре и уезжает на лечение в Европу где посещает французские и итальянские Альпы.
Вплоть до начала Второй Мировой войны Камю живет и работает Алжире, ведет политическую деятельность, направленную на расширение социальной политики, улучшение положения алжирских арабов. Однако с началом войны газету «Республиканский Алжир», в которой он работал закрывают, и вместе со своей будущей женой Камю отправляется в Париж.
Однако время его пребывания в Париже оказывается недолгим. Камю оппозиционно настроен по отношению к политическому решению капитуляции Франции и вишистскому правительству, из-за чего теряет работу и возвращается с супругой в Алжир. Однако уже через год Камю снова отправляется в Париж, где вступает в ряды французского сопротивления и работает в подпольной газете «Комба». Там же он знакомится с другими выдающимися французскими деятелями – Ж.П. Сартром и др.
Однако после войны Камю переосмысливает свое философско-политическое мировоззрение, что приводит его к критике идей социализма и расхождению с левым блоком французской интеллигенции. В 1957 году в возрасте 44 лет Камю получает Нобелевскую премию. Он полон творческих планов, которым, однако не суждено воплотиться, всего через три года он погибает в автокатастрофе.
Основные произведения:
- «Миф о Сизифе»,
- «Чума»,
- «Калигула»,
- «Бунтующий человек»,
- «Праведники».
Философия абсурда Камю
А. Камю достаточно часто причисляют к философам-экзистенциалистам, ставя рядом с Ж.П. Сартром, и, даже более того, рассматривая их как соратников. Однако и Камю, и Сартр протестовали против подобного отождествления. Камю не полагал себя философом, а его единственное подлинно философское произведение «Миф о Сизифе» направлено против экзистенциализма.
Вместе с тем, нельзя отрицать влияния экзистенциальных идей на философские взгляды Камю. Так центральной темой его творчества, является тема смысла человеческой жизни и существования, а главным способом его познания сама жизнь, ее переживание и ощущение.
Центральной идеей «Мифа о Сизифе» является абсурдность человеческой жизни. Камю исходит из посылки, что окружающая реальность, мир, нерационален по своей природе. Он познаваем для человека и тот может строить его модели большей или меньшей достоверности, но мир сам по себе равнодушен к человеку, в нем нет некоего смысла, который позволил бы человеку удовлетворить собственную экзистенциальную потребность. В потоке рутины человек не замечает этого, но стоит ему выпасть из круговорота привычных действий, как в его сознании возникает мысль «А стоит ли эта жизнь того, чтобы быть прожитой?». Человек понимает, что все его существование не имеет ни малейшего смысла. Мир слишком велик и непредсказуем, любые попытки объять и подчинить его абсурдны, а сама борьба за жизнь напоминает труд Сизифа – бессмысленный и монотонный.
Отрицая привычную трактовку смысла человеческой жизни в божественном просветлении или же научном знании, Камю утверждает, что смысл бытия состоит в самой борьбе, в деятельности человека, его сражении с абсурдностью мира, и более ни в чем.
Философия бунта
Если философия абсурда – это философия отрицания, то философия бунта ставит своей целью утверждение. Камю проводит водораздел между понятиями бунта и озлобленности, революции. Озлобленность имеет в своей основе стремление к отрицанию, уничтожению чего-либо, также и революция – она направлена на уничтожение старой системы отношений, противоречия которой вызвали ее к жизни, но по своим итогам ведет лишь к смене системы, но не разрешению самих противоречий.
Бунт же ставит перед собой позитивные цели, бунтующий человек отстаивает себя, собственную ценность, а также ценность всех людей перед лицом внешних подавляющих сил, будь то абсурд жизни или тоталитарная власть.
Камю выделял несколько видов бунта:
- метафизический бунт – восстание против мировоззрения, против жизненного удела;
- исторический бунт – направленный на превращение человека в движущую силу истории, главную ее ценность;
- бунт в искусстве – заключающийся в отрицании и признании реальности, через творческие произведения.