Предмет и назначение этики
Этика – это раздел философской науки, объект изучения которой – мораль.
Этика – одна из наиболее древних и значимых областей знания людей. Термин «этика» произошел от древнегреческого слова «этос», которое означало человеческие действия и поступки, которыми он управляет самостоятельно, они имеют разные степени совершенства и предполагают моральный выбор индивида.
Изначально, под этосом понимали жилище, или постоянное местопребывание. Аристотель интерпретировал этос в качестве добродетели человеческого характера. Из этого следует производное от этоса – этосный, то есть относящийся к нраву и темпераменту, а также этика – наука, занимающаяся изучением добродетели человеческого характера – мужества, умеренности, мудрости, справедливости и пр. И на сегодняшний день термин «этос» используют, когда требуется выделить общечеловеческие нравственные устои, которые отражены в исторических ситуациях, угрожающих существованию самой мировой цивилизации. Вместе с этим, этос издревле выражал такое важное наблюдение, что обычаи и характеры людей в формируются в процессе их совместного проживания.
В культуре Древнего Рима под термином «мораль» понимали широкий круг явлений и свойств человеческой жизни: нравы, обычаи, характер, поведение, законы, предписания, мода и пр. Впоследствии от этого слова образовалось другое – moralis – относящийся к характеру, обычаям, а еще позже – moralitas – мораль.
На сегодняшний день термин «этика» сохранил свой изначальный смысл, обозначая раздел философской науки, а под моралью понимают реальные явления и свойства человека, которые изучаются в этой науке.
Русская первооснова моральной тематики – слово «нрав», то есть характер, страсть, воля и расположение к чему-либо доброму или порочному. Впервые термин «нравственность» был использован в «Словаре Академии Российской» в качестве сообразности свободных деяний с законом. Здесь же было приведено толкование нравоучения «часть любомудрия», которая содержит наставления, правила, руководствующие к добродетельной жизни, обузданию страстей выполнению обязанностей и должностей человека.
Среди всего множества определений морали необходимо выделить то, которое непосредственно относится к рассматриваемому вопросу, а именно: мораль относится к миру культуры, выходя в состав человеческой природы – изменчивой и самосозидаемой, а также является общественным, то есть неприродным, отношением между индивидами.
Этика – наука о морали
Этика – это наука о морали (нравственности). Но так как мораль социально-исторически обусловлена, то необходимо вести речь об исторических изменениях предмета этики. Сама этика зародилась при переходе от первобытного общества к ранней цивилизации.
Из этого следует, что этические знания выступали не как продукт человеческой цивилизации, а порождение еще более древних, первобытнообщинных отношений. Это подразумевает нормативную этика, а не этику как философскую науку. В рассматриваемый период мораль начала обособляться как особая, относительно самостоятельная форма общественного сознания. Индивидуальное моральное сознание выражает рефлексию моральных норм, противостоящих реальным нравам древнегреческого общества. Следует привести несколько таких норм, приписываемых семи мудрецам:
- Хилон – почитай старших;
- Фалес – спеши угодить родителям;
- Периандр – предпочитай старые законы, но свежую еду;
- Клеобул – мера – это лучшее;
- Гераклит – своеволие следует тушить скорее, чем пожар.
Этика зарождалась по мере того, как конкретно-историческим ценностным установкам, применительно к определенному историческому периоду, придавалась абстрактная, всеобщая форма, выражающая потребности функционирования раннеклассовых цивилизаций.
Необходимо отметить, что изучением морали занимается не только этика, но и педагогика, психология, социология и прочие науки. Но только для этики мораль стала единственным объектом исследования, придав ей мировоззренческую интерпретацию и нормативные ориентиры. Вопросы, затрагивающие то, что же является источником морали – в человеческой природе, космосе иди социальных отношениях, а также возможно ли достижение нравственного идеала, трансформируется ы третий, основной, вопрос этики: как и ради чего стоит жить, к чему стремиться и что делать.
В истории развития этики эволюцию объекта исследования можно отследить посредством следующих исторических этапов.
Наука античного периода может быть охарактеризована в качестве учения о добродетелях, а также как добродетельная, то есть совершенная личность. Здесь добродетель идентифицируют с каким-то конкретным ее носителем, например, героем мифов, и связывают, в первую очередь, с рядом нравственных качеств – мужеством, умеренностью, мудростью, справедливостью, щедростью и пр.
Гуманистами итальянского Возрождения эти добродетели были дополнены еще одной, которая объединяла ряд традиций античной и средневековой культуры, - добродетель человеколюбия. К. Салютати дал этой добродетели название humanitas. Это название сочетает в себе начавшееся Цицероном и Авлом Геллием толкование humanitas в качестве совокупности природных человеческих свойств в средневековье. По Салютати, humanitas, - это та добродетель, которая также может называться благожелательностью. М. Фичино – глава Флорентийской академии определил humanitas как главное моральное свойство. Под воздействием humanitas в качестве добродетели человеколюбия, он считал, что люди начинают стремиться к целостности. Чем больше человек проявляет любовь к равным себе, тем более в нем выражена сущность всего человеческого рода и этим он доказывает, что он человек. Также напротив, если человек жесток, если он отстранен от сущности рода и от общения с другими людьми, то его можно считать человеком только по своему названию.