Э. Фромм – основатель гуманистического психоанализа, немецкий и американский психолог и философ.
Биография Эриха Фромма
Эрих Фромм родила в 1900 году в Франкфурте-на-Майне в семье ортодоксальных евреев. Его отец и мать происходили из семей раввинов, в связи с чем иудейские традиции в семье почитались рьяно, хотя отец Фромма не продолжил религиозную деятельность предков, а занимался коммерцией.
Первое образование Фромм получил в еврейской школе во Франкфурте, затем поступил в Гейдельбергский университет, где познакомился с А. Вебером под руководством которого защитил диссертацию. Фромм увлекся психоанализом, находившемся на тот момент в зените своей славы и отправился в Берлин, для продолжения образования. Там он поступает в Берлинский психоаналитический институт, где знакомится с К. Хорни.
После окончания институт Фромм становится практикующим психоаналитиком. Традиционно для психоаналитического направления, личная практика привела Фромма к значительному переосмыслению основных положений подхода, в частности соотношения биологического и социального в регуляции человеческой психики и поведения в пользу последнего. Многие собственные гипотезы Фромм проверил в Институте социальных исследований Франкфурта-на-Майне.
Вместе с тем политическая обстановка в Германии и приход к власти нацистов в 1933 году заставляют Фромма бежать, справедливо опасаясь за собственную жизнь. Сначала Фромм выезжает в Женеву, а затем эмигрирует в США, где начинает работу в Колумбийском университете.
В 1950 году Фромм уезжает в Мексику где работает на протяжении пятнадцати лет. Там он уделяет большое количество времени изучению философии Нового времени и проектов просвещения, преобразования общества. Результаты этих исследований он излагает в своем понимании здорового общества, критике капиталистической системы. Фромм присоединяется к социалистической партии США, однако между ним и однопартийцами возникают разногласия, которые вынуждают его вести политическую деятельность в большей степени самостоятельно.
Под конец жизни Фромм переживает три инфаркта и умирает в 1980 году в Швейцарии.
Основные его произведения:
- «Бегство от свободы»,
- «Искусство любить»,
- «Мужчина и женщина».
Радикальный гуманизм Фромма
Свою философскую и мировоззренческую позицию Э. Фромм описывал как радикальный гуманизм. Его радикальность выражалась в отрицании любых надчеловеческих установок, требований, целей. Фромм настаивал, что производство, образование, политика, культура должны работать не на цели экономики, государства или общества, а лишь на удовлетворение потребностей человека, избавление его от несчастий. Только человек в совокупности всех его проявлений является высшей ценностью, а его главной задачей является установление таких взаимоотношений с другими людьми, которые можно было бы охарактеризовать как любовь, т.е. безусловное принятие другого и его самоценности как личности во всех ее проявлениях.
Вместе с тем Фромм в своих произведениях отмечает преобладание не личностных, а инструментальных отношений между людьми, когда другой человек в глазах субъекта ничем не отличается от инструмента или функции которую он выполняет. Приравнивая человека к функции (таксист, рабочий, медицинский персонал, домохозяйка), субъект перестает не только воспринимать его как личность, но и относиться к нему как к живому человеческому существу.
В качестве одной из причин такой ситуации Фромм указывает на экзистенциальную проблему бытия человека в современном обществе – проблему свободы. Философские и научные концепции Фрейда, Маркса и других, вскрыли подоплеку человеческого и социального поведения, освободили его от пут «предначертанности», судьбы, влияния сверхъестественных или непредсказуемых сил. Человек таким образом получил свободу. Но это «свобода от» или негативная свобода. Она выводит человека из-под влияния довлеющих обстоятельств, но оставляя его в одиночестве перед сложным и мало контролируемым миром социальных взаимоотношений начинает тяготеть над ним сама. Не имея ориентиров и опасаясь брать ответственность за собственный выбор человек стремится к бегству от свободы, что выражается в различных способах социального существования.
В тоталитарных обществах личность в своем бегстве подчиняет себя некой внешней силе, например, авторитеты вождя, а в рыночном напротив, пытается встроится в эту внешнюю силу, стать ее частью (так, например, при трудоустройстве человек сам позиционирует себя как выгодный «товар»).
Учение о социальном формировании характера
Фромм создал собственную теорию формирования характера человека в которой синтезировал достижения психоанализа и марксистской философии, указывая на ограниченность обеих подходов взятых отдельно друг от друга. Так психоаналитики сосредоточены на индивидуальном бессознательном личности и рассматривают ее как совершенно изолированную от социума, а марксисты напротив, за явлениями коллективного бессознательного не видят проявлений индивидуальности. В тоже время реальный человек одновременно является и индивидуальностью и неотъемлемой частью социума.
Фромм предполагает, что характер человека начинает выстраивается в процессе социализации, через усвоение тех норм, черт и особенностей которые в наибольшей степени пригодны для жизни в конкретной социально-культурной общности. Первичным агентом его социализации выступает семья, которая оказывает двойственное воздействие – через личный пример, в виде копирования характерологических черт родителей и через разъяснение ребенку правил социального общежития. Позднее человек сам начинает приспосабливаться к обществу вырабатывая наиболее успешные черты.
Фромм разделяет характеры на продуктивные – стремящиеся к установлению взаимоотношений с другими индивидами, основанными на любви, и непродуктивные, использующие различные способы замещения и бегства от данной потребности.
Всего он выделяет четыре непродуктивных характера:
- рецептивный или мазохистский, основанный на стремлении брать то, что соответствует социальному статусу;
- эксплуататорский или садистический, стремящийся к овладению благами и конкуренции;
- стяжательский или деструктивный, выражающийся в настойчивом стремлении к накоплению благ;
- рыночный или конформистский, для которого характерно обезличивание себя и позиционирования в качестве товара.