Биография Джона Стюарта Милля
Либерализм – это философское и общественно-политическое течение, провозглашающее незыблемость прав и индивидуальных свобод человека.
Джон Стюарт Милль – британский философ, социологи, экономист и политик. Им был внесен заметный вклад в развитие обществознания, политологии и политической экономии. Также он повлиял на становление философии либерализма. Он отстаивал концепцию индивидуальной свободы, противопоставляемую неограниченному государственному контролю. Также Милль – сторонник этнического учения утилитаризма. Существует мнение, что Милль – наиболее заметный англоязычный философ XIX века.
На протяжении нескольких лет он был членом Британского парламента.
Отец его, Джеймс Милль, был шотландским экономистом.
С ранних лет Джон был интеллектуально одарен, отец всячески способствовал его развитию. Также он занимался с такими выдающимися мыслителями, как Френсис Плейс и Иеремия Бентам. Джон в три года приступил к изучению классического греческого языка, а около шести лет уже написал несколько исторических работ, к десяти годам прочел шесть диалогов Платона, в 12 начал изучать высшую математику, химию, логику и политическую экономию.
При этом он не имел друзей-ровесников, у него не было детских развлечений, он был физически слаб. В подростковом возрасте Милль едва не покончил жизнь самоубийством из-за сильнейшего душевного кризиса.
В 1822 году Милль и несколько других молодых людей создали кружок «утилитарное общество». Они впервые ввели в употребление термин «утилитаризм», который позже получил повсеместное распространение.
К этому же периоду относят переломный момент в жизни Милля, который был им ярко описан в его «Автобиографии». В результате Милль сбросил влияние Бентама, но потерял прежнюю уверенность во всемогуществе рассудочного элемента, как в частной, так и в общественной жизни, а также стал внимательнее относиться к чувствам, но определенного нового миросозерцания он не выработал.
В 1823-1858 годах Милль служил в Ост-Индской компании, сделав карьеру от простого клерка до важного чиновника.
На протяжении нескольких лет он самостоятельно занимался изданием радикального журнала «London and Westminster Review». В 1841 году начал переписываться с Огюстом Контом, чьи философские и социологические взгляды существенно повлияли на самого Милля.
Огромную роль в жизни Милля сыграла любовь к миссис Гарриет Тейлор, с которой он познакомился в 1830 году, что составило величайшее счастье в его жизни. Он женился на ней только в 1851 году, но через 7 лет она умерла.
Как политический деятель Милль выступал с 1865 года в качестве депутата Вестминстерского округа в палате общин от Либеральной партии. В палате он требовал принять энергичные меры помощи ирландским фермерам; требовал предоставить женщинам избирательные права. В 1868 году он потерпел поражение во время выборов, оно было вызвано его публичным сочувствием Чарльзу Брэдло – известному атеисту.
Общественно-политические взгляды Джона Стюарта Милля
Милль – ревностный защитник свободы слова и противник цензуры. Он проявил себя в качестве теоретика демократии – не только политической, но и экономической. Высказывал критику порокам буржуазного строя, то есть имущественного неравенства, культу денег, низкого жизненного уровня рабочего класса. Преодоление всех этих проблем Милль видел в пути социального реформизма, надеясь, что капиталистические компании смогут сменить рабочие кооперативы и государство реформирует свои социально-экономические функции в направлении защиты интересов общества в целом и его наименее защищенных слоев, включая возможность просвещения масс трудящего слоя населения, а профсоюзам будут даны политические и социальные права, в том числе и право на забастовку.
Наиболее содержательное выражение требования свободы – это знаменитое выступление Джона Милля в защиту свободы печати в труде «О свободе», в котором им было выделено два типа тирании:
- тирания правительственной власти – может быть предотвращены введением конституции и разделением властей, выборность и сменяемость народных представителей;
- тирания большинства – значительно опаснее политической, так как представляет собой тиранию мнения и чувства, господствующего в обществе. Тиранией большинства осуществляется нравственное насилие над людьми посредством общественного мнения, которое большинство навязывает индивиду.
Преодоление тирании большинства значительно затруднено, по сравнению с правительственной тиранией. Главное – гарантировать эффективность защиты сферы индивидуальной свободы, к которой Милль отнес следующие своды:
- свобода совести – абсолютная свобода мысли, чувств, мнения относительно всех предметов;
- свобода выбора и преследование определенной цели, свобода устроить свою жизнь в соответствии со своим личным характером;
- свобода действовать сообща с окружающими людьми, соединяться с ними, чтобы достичь определенной цели, которую не видят другие люди.
В своем труде «Размышления о представительном правлении» Милль выступал за нормативные и институциональные гарантии, которые могут защищать индивидуальную свободу. Вместе с законодательством, ограждающим от вмешательства в индивидуальную свободу, он говорит о необходимости морального и интеллектуального просвещения общества.
Тиранию большинства преодолеть может пропорциональная система голосования. На основании образовательного ценза он считал, что у избирателей должно быть различное количество голосов: образованные граждане могут голосовать в нескольких образовательных округах, а невежды только в одном. Иными словами, интеллектуальная и моральная элита становится избранной, и ею превыше всего ценится индивидуальная свобода, которую они буду всячески оберегать.
В первой половине ХХ века во многих европейских странах социальный либерализм находился в сотрудничестве с социал-демократией, которая порвала с марксизмом, так как свобода у него сочеталась с желанием проводить институциональные социальные реформы.