Жизнь Будды
Будда Шакьямуни – духовный наставник, известный основатель буддизма – одной из трех религий в мире.
При рождении ему было дано имя Сиддхаттха Готами или Сиддхартха Гаутама, что означает потомок Готамы, или успешный в достижении целей. Позже он взял имя Будда, что буквально означает «пробудившийся», а еще позже – Полностю совершенный Будда. Также его называют Татхагата (пришедший/ушедший), Бхагаван (блаженный), Сугата (идущий во благе), Джина (победитель), Локаджьештха (почитаемый миром).
Сиддхартха Гаутама – ключевая фигура буддизма. Истории, касающиеся его жизни, его изречения и беседы с последователями, а также монастырские заветы были собраны его учениками уже после его смерти и стали основой буддийского канона «Типитаки». Также Будда – центральный персонаж во многих дхармических религиях, в частности боне и индуизме. В Средних веках в поздних индийских Пуранах (например, в Бхагавате-пуране) его включили в число аватар Вишну вместо Баларамы.
Днем рождения Будды Шакьямуни считают 5 апреля, которое является национальным праздником во многих странах – Республике Калмыкия, Японии, Таиланде, Мьянме, Шри-Ланке и пр.
Философия Будды
Будда – духовный просветитель Индии, являющийся основателем буддизма. Исторически его рассматривают в качестве реально существующего философа и всезнающего активного божества.
Так в Буддизме Тхеравады (Хинаяне) Будда выступал в качестве простого человека, подвергшегося глубокой духовной трансформации. Напротив, в Махаяне Будду рассматривают в качестве космического существа, которое периодически может проявлять себя в человеческом виде. Имя Будда происходит от санскритских корней, что означает «пробуждаться». Слово «Будда» - эпитет всех тех, кто смог достичь просветления (бодхи) – основной цели буддийской религиозной жизни. После того, как Будда пережил просветление (бодхи), он заявил, что смог достичь полного Пробуждения, осознал причину страданий и открыл путь его устранения. Его первая проповедь называется «Первый поворот колеса Дхармы», в которой содержались основные положения буддизма – четыре Благородные истины и Восьмеричный Путь.
Четыре Благородные истины:
- Страдание – это неотъемлемая часть существования.
- Причина страданий – страстное желание испытывать чувственные удовольствия.
- Привязанности и страсти можно преодолеть посредством успокоения, прекращения, отказа, отъединения, освобождения с отдалением от самого страстного желания.
- Следование Благородному Восьмеричному пути приводит к преодолению привязанностей и страстей, а значит и страданий.
Благородный Восьмеричный путь включает правильное понимание и мысли, правильную речь и действия, правильный образ жизни, усилие, внимательность и даже правильное сосредоточение.
К основным понятиям учения Тхервады относят:
- Аничча – любая вещь – непостоянна;
- Дуккха – любое существа страдает в любой ситуации из-за неясности ума;
- Анатта – ощущение постоянного «я», являющееся иллюзией;
- Камма (карма) – это намеренное действие, являющееся законом причинно-следственных связей, в соответствии с которыми добродетельными действиями создается будущая радость, а безнравственными действиями – страдания;
- Нирвана – это состояние высшего освобождения, совершенное состояние ума, свободного от страстей, гнева и прочих страдательных состояний.
Конечная цель буддийской практики – достичь нирваны, выхода из Сансары и избавиться от страданий.
Сансара – это колесо жизни, своеобразный круг перерождений, который рассматривается как пространство для страданий.
Цель буддизма тхеравады – достичь состояния Архата, человека, свободного от страданий. Будда учил избавляться от привязанностей и говорил, что мудрец на все должен смотреть объективно, независимо и иметь свежий взгляд. В соответствии с учением тхеравады, человек сам несет ответственность на свое спасение и не зависим при этом от воли высших сил, то есть богов.
Основой Махаяны («Большой колесницы») является сострадание к ближнему и стремление самосовершенствоваться. Махаяна более этическая, социальная и мистическая по своему характеру. В этом случае Будда является высшим принципом единства всего живого, он повсюду, всегда и во всем, включая и каждое из бесчисленных живых существ. Моральный образец в Махаяне – это жизнь Будды, который после своего просветления отправился, чтобы совершать добрые дела. Человек решивший найти путь освобождения от страданий и продемонстрировать этот путь окружающим людям, называется бодхисаттава.
Человек, нашедший такой путь, прошедший его до конца, и поделившийся опытом со всеми желающими в мире – Будда.
Этические принципы Махаяны состоят из следующих понятий:
- сострадание (Каруна);
- любовь (Майтри);
- ненанесение вреда (Ахимс) для живых существ, а также подчеркивание принятия обязательств содействия развитию дружбы и согласия.
Учение Будды гуманистичное и наполненное оптимизмом. Будда считал, что любой человек, вне зависимости от своего социального положения и прошлых жизней может собственными силами получить над собой власть, а также управлять собственной судьбой, идеями и страстями. Блаженство пробужденного состояния называют нирваной, в соответствии со взглядами буддизма доступна для любого живого существа. С позиций буддийской доктрины, буддой может считаться любой, кто открыл дхарму и достиг просветления через накопление большого количества положительной кармы, посредством правильных мыслей, слов и поступков.
На протяжении своей жизни Будда не вел никаких записей, то есть его труды написаны не им самим. Его мысли и высказывания собрали его последователи и ученики в книгу под названием сутры. Они собраны в единое произведение Трипитака, а также во влиятельные тексты Махаяны, как сутра Праджнапарамита, Аватамасака Сутра, Сутра сердца, лотоса, Алмазная Сутра.