Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Арнольд Гелен, немецкий философ

А. Гелен – германский философ, социолог, психолог.

Биография Арнольда Гелена

Гелен родился в 1904 году в Лейпциге. В молодости он увлекался национал-социализмом, в 1933 году вступил в НСДАП в соответствии со своими убеждениями.

Философские взгляды Гелена сформировались под влиянием Х. Дриша, Н. Гартмана и М. Шелера. В период нацистского владычества в Германии Гелен делает стремительную карьеру – сначала становится профессором в Лейпциге, затем Кенигсберге, уже во время войны директором Психологического института в Вене.

В 1943 году Гелена призывают в армию, а уже на следующий год он получает тяжелое ранение на восточном фронте. После окончания войны произошла денацификация профессорских кадров и Гелен долгое время не мог найти работу, затем преподавал в училище, и только в 1962 году получил профессорский пост в Ахене.

Несмотря на это Гелен издал много работ, при этом не только по философии, но также по социологии, социальной психологии. Созданная им концепция «технократического консерватизма» на долгое время становится рабочей моделью правящей партии ХДС-ХСС (Христианско-демократический союз и Христианско-социальный союз).

Несмотря на признанный авторитет Гелен так и не создал какой-либо школы, хотя его часто относят к Лейпцигской школе социологии, включавшей также Х. Фрайера и Х. Шельски, однако она в действительности не занимала господствующей позиции в послевоенной Германии.

Умер Гелен в 1976 году в Гамбурге.

Основные его труды:

  • «Теория свободы воли»,
  • «Душа в техническую эпоху»,
  • «Мораль и гипермораль».

Философская антропология Гелена

Все философское наследие Гелена можно условно разделить на три направления:

  • философская антропология,
  • философия институтов,
  • плюралистическая этика.

Вместе с тем именно антропология представляет собой базис и ядро учения Гелена от которого он уже отталкивается при исследовании иных областей философского знания. Свою философскую антропологию Гелен стремится организовать на строгом научном базисе, ее задачей он видит рассмотрение человека как уникального биологического существа, проекта природы, и широко опирается на данные биологии, медицины и других наук о человеке. Гелен жестко отграничивает философскую антропологию от какой-либо метафизики, а потому он в большей степени сосредоточен на «внешних», т.е. преимущественно природно-социальных проявлениях человека, чем на его внутреннем духовном мире, который он не отрицает, но оставляет без комментария.

«Арнольд Гелен, немецкий философ » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Гелен начинает выведение сущности человека из его сравнения с другими видами животных и закономерно подчеркивает тот факт, что каждое животное биологически и эволюционно приспособлено к выживанию в определенной среде, в то время как человек «несовершенен» и «не определён», его биологических способностей недостаточно для выживания.

Замечание 1

Из этой основополагающей посылки Гелен делает ряд выводов. Прежде всего человек, в силу своей не приспособленной природы, вынужден быть существом действующим, направленным на преобразование окружающего пространства и приспособления его под свои нужды. Таким образом человек создает культуру. Не существует некоего «естественного человека» существующего исключительно в природной среде, каждый человек одновременно существует и в природе, и в культуре.

Несовершенство человека делает его также «гиперчувствительным» или открытым к миру, иначе говоря, человек воспринимает куда больше впечатлений и значительно ярче, чем требуется ему для выживания, и это восприятие становится для него давящим бременем. В процессе «освобождения от бремени» человек реализует ряд механизмов – он учится управлять своим восприятием окружающего мира разделяя необходимое от ненужного и таким образом выбирать только ту информацию которая существенна для выживания в данный момент.

Кроме того, чтобы отгородиться от чрезмерной яркости стимулов, человек вырабатывает систему мотивов и потребностей, которые становятся своеобразными посредниками, через призму которых эти стимулы воспринимаются. И наконец, главной системой фильтров является язык, который создает между человеком и окружающим миром особое символическое пространство.

Таким образом, вся биологическая природа человека ориентирована на его отрыв, отгораживание от природной среды с помощью среды культурной, которая позволяет ему приспосабливаться к абсолютно любым условиям обитания. Создавая барьеры и инструменты между собой и миром, человек учится усложнять собственную деятельность, прогнозировать ее последствия и в большей степени опирается на собственные результаты интеллектуального анализа и побуждения, чем на реальные природные стимулы к каждой конкретной ситуации.

Достаточно интересную роль Гелен отводит религии. Избегая метафизики, он не углубляется в ее анализ, однако рассматривает религию как одно из высших проявлений культуры, которое направлено на решение ряда человеческих проблем – описания мира, корректировки деятельности и решения «бессилия» человека. Однако с начала Нового времени, первые две функции были отторгнуты от религии в пользу науки и технологии, что превратило ее из всеобщего культурного феномена в дело сугубо индивидуальное.

Философская антропология и социальные институты

В своих работах Гелен решительно восставал против весьма популярной в начале века тенденции детерминировать человеческое поведение некими врожденными инстинктами, стремлениями, и т.д., которая достигла своей максимальной реализации в рамках психоаналитической теории.

Гелен напротив указывает, что инстинкт является прерогативой животного, поскольку он, как и биологическое устройство животного, специфически соответствует условиям его обитания и взаимодействия с окружающей средой, в то время как базовой особенностью человека является его открытость к миру.

Замечание 2

Более того, проявления агрессивности, насилия, невротические реакции, эгоизм и иные феномены, которые исследователи связывали с действием «инстинктов», Гелен связывает с разрушением социальных институтов, которое является характерным признаком двадцатого века.

Социальные институты играют роль мощнейших фильтров и оснований, на которых покоится человеческая идентичность, которые помогают переосмыслять и структутризировать человеческий опыт, поддерживать стабильность системы. Разрушение традиционных институтов, сопровождающееся «высвобождением личности из-под гнета социальной системы», влечет за собой потерю устойчивой Я-идентификации, что вызывает конфликт между отдельными потребностями и мотивациями, нарушение внутреннего баланса и в конечном итоге приводит к проявлению чрезмерного эгоизма и агрессивности, состоянию «войны всех против всех».

Дата последнего обновления статьи: 16.07.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot