Общество – это системное, исторически сложившееся, образование, объединяющее все формы социального взаимодействия между людьми, проживающими на определенной территории.
Школы и принципы социальной статики
Изучение общества представляет собой весьма сложную задачу, поскольку общество представляет собой живую, органическую структуру наивысшей степени организации. Это обуславливает не только многообразие форм и подструктур самого общества, его динамизм и постоянный процесс развития, но также системный характер феномена.
Все составные части общества, из которых можно было бы составить его анатомию находятся в настолько тесном взаимодействии между собой что их невозможно отделить друг от друга и рассматривать изолированно. Невозможно существование общества, в котором были бы экономика и производство, но не было бы управления, или был бы процесс воспитания без производства и усвоения духовных ценностей.
В связи с этим любые исследования в области социальной статики, которые направлены на выделение структурных частей общества должны выстраиваться при строгом соблюдении ряда основных принципов:
- органичности,
- структурности,
- системности.
Принцип органичности заключается в необходимости выделения систем и структур общества исходя из его внутренней логики, а не представлений или пожеланий исследования. Насильственное выделение структур, их подгонка под теоретические положения той или иной гипотезы является недопустимым, поскольку такие структуры не будут отражать реальных составляющих общества, и не будут давать возможность для эффективного объяснения и предсказывания его развития.
Принцип структурности предполагает, что исследователь должен выделять именно части общества, а не его функции, потребности, процессы, которые являются объектами исследования социальной динамики.
Наконец принцип системности подразумевает, что каждый элемент общества сам является системой, состоящей из определенных элементов, с одной стороны, а с другой является частью более сложной системы высокого уровня.
Однако несмотря на все требования объективности, методологическая и философская позиция исследователя оказывает громадное влияние на понимание и подход к членению общества. В качестве наиболее разработанных в отечественной философии можно обозначить три подхода:
- субъектный,
- институциональный,
- деятельностный.
Субъектный подход базируется на понимании общества как как коллективного субъекта активности, в результате чего в качестве его структурных единиц выделяются различные объединения и общности людей. В качестве наиболее крупных как правило называют гражданское общество, включающее в себя неполитические объединения – профессиональные, религиозные, семейные и т.д. и государство, которое в свою очередь включает в себя все существующие политические силы общества, а также органы управления.
Институциональный подход отталкивается от формационной теории, полагая, что общество образовано не столько самими индивидами, сколько возникающими между ними социально-производственными отношениями. Таким образом структурными элементами общества становятся институты в которых эти отношения закрепляются, а сами социальные общности выступают в качестве подструктур социальных институтов. В качестве наиболее крупных институтов выделяется базис, объединяющий производственно-экономические отношения, и надстройка, включающая в себя политические и духовные явления.
Деятельностный подход к рассмотрению анатомии общества
Особенностью деятельностного подхода является тот аспект, что в качестве структурных единиц в нем выделяются те необходимые виды деятельности людей, либо коллективов, которые являются необходимыми для существования и обеспечения как общества в целом, так и каждого его члена в отдельности.
Всего в рамках подхода выделяют четыре основных вида деятельности:
- материальное производство,
- организационная деятельность,
- духовное производство,
- социальная деятельность.
Материальное производство представляет собой крайне широкую область человеческой активности, целью которой является производство продуктов собственного потребления, средств производства (причем как материального, так и духовного), и даже тиражирование духовных продуктов (например, книгопечатание, создание копий картин и т.д.).
Материальное производство не ограничено производством собственно вещей, имеющих прямое физическое воплощение, в него также включается такая деятельность людей как производство услуг, имеющих нематериальный характер. Кроме того, материальное производство оказывает формирующий эффект на сам субъект трудовых операций, совершенствуя его индивидуальное мастерство, либо способствуя складыванию и оттачиванию производственных взаимоотношений.
Организационная деятельность заключается в установлении связей между субъектами общества, а также между субъектами и объектами. В глобальном смысле можно выделить два основных типа данных связей – это коммуникативная и управленческая связь.
Коммуникативная деятельность ограничивает себя лишь самим фактом установления связей между субъектами или субъекта с объектом, и может осуществляться как в чисто духовном – межличностном плане, например, деятельность риэлтора, либо включать в себя материальный аспект, т.е. передачу или перемещение некоторых ценностей, например, торговля, логистика и т.д. При этом коммуникативная деятельность никоим образом не регламентирует устанавливающиеся связи.
Управленческая деятельность не только устанавливает, но и регламентирует возникающие связи, развивает, либо угнетает их. В отличии от коммуникационной управленческая деятельность всегда носит субъект-субъектный характер, даже если конечной целью ее выступает объект (начальник указывает рабочему как взаимодействовать со станком, однако рабочий не является «начальником» по отношению к самому станку, к которому он применяет указания руководства).
Особым видом управленческой деятельности выступает политика, которая направлена не на отдельного субъекта, а на общество в целом. При этом политическая деятельность тесно связана с неполитическими средствами управления и не может быть отделена от них, любые экономические, административные и прочие решения могут стать политическими.
Духовная и социальная деятельность
Духовное производство предполагает создание нематериальных продуктов, духовных благ, которые вместе с тем необходимо имеют материальный носитель, от символически-информационного – книги или текстового файла, до физически-материального, например, статуи или здания. Воплощенность духовных благ в материальном носителе с одной стороны сближает сферы духовного и материального производства, а с другой создает проблему злоупотребления духовными благами, когда их материальные воплощения используются не по назначения (статуя в качестве гири весов, церковь как склад сельхозпродукции и т.д.).
В рамках духовного производства можно выделить рефлективное и ценностное. Рефлективное направлено на выявление действительных закономерностей и особенностей мира, его объективное познание, описание, объяснение, а также создание способов воздействия и преобразования. Ценностное производство ставит во главе угла отношение человека и общества к выявленным фактам реальности, формирование идеалов и ценностных установок по отношению к миру и обществу.
Социальная деятельность представляет собой совокупность всей действий, связанных с воспроизводством человеческого потенциала общества, от рождения новых поколений, их первичной социализации и обучения, до профессионального ухода за психическим и физическим здоровьем, рекреационных и развлекательных услуг.
При этом социальная деятельность реализуется не только обществом, через специальные системы и институты, такие как образование, медицина, религия и т.д., но и в рамках деятельности самого человека по самообеспечению.