Альбер Камю – французский писатель и философ XX века, один из крупнейших гуманистов эпохи, представитель экзистенциализма.
Жизненный путь Альбера Камю
Альбер Камю родился во французском Алжире 7 ноября 1913 года в семье небогатых рабочих. Когда началась Первая мировая война отца призвали на фронт, где он был убит через две недели. Мать, полуглухая и неграмотная женщина, осталась одна с детьми и была вынуждена переехать в бедняцкий район Алжира. Так начался жизненный путь Камю, «между солнцем и нищетой».
Несмотря на нищету, мать сумела передать ему чувство собственного достоинства и гордости, заложить понятие чести. Он успешно закончил начальную школу, и уже в детстве начал писать.
Камю рано начал помогать матери содержать семью, брался за самые разные работы. Его учитель, отмечая несомненный талант мальчика, уговорил мать отдать Камю в лицей. Скоро выявились его способности и в спорте – футболе. После окончания лицея Камю поступает на философский факультет Алжирского университета, но продолжает активно играть в футбол. Ему пророчили хорошее спортивное будущее. Однако после того, как у него обнаружили туберкулез, мечты о спорте пришлось оставить.
Достаточно рано Камю заинтересовался марксизмом и даже вступил в компартию. Однако он вскоре разочаровался в политике партии, поэтому уже через два года вышел из партии. Он начал писать для театра. В театральной группе «Театр труда» он был и автором, и постановщиком, и актером. Со своим театром он объехал весь Алжир. Позже он напишет в дневнике: «Я учился свободе не по Марксу, меня научила нищета».
Вместе с будущей женой в 1940 году Камю уехал в Париж. Перед его глазами развернулась капитуляция Франции. Он уехал в эвакуацию, но через два года возвратился в Париж, стал активным членом Сопротивления, печатается в подпольных изданиях.
В 1943 году он познакомился в Ж-П. Сартром, который участвовал в постановках его пьес. Их дружба продлилась больше десяти лет. Из-за долгого общения Камю часто причисляют к экзистенциалистам, хотя сам он отрицал свою принадлежность к данному философскому течению. Постепенно споры с Сартром переросли к занятию радикально разных позиций, после чего их дружба распалась. В своей книге «Бунтующий человек» Камю выступает против революции, показывая, что кроме насилия и последующей тирании она ничего не дает. Так Камю выступил против коммунистических идей. Выступая против любого насилия и террора, Камю стал жертвой нападок со стороны как левых, так и правых. Камю называют гуманистом и «совестью Запада», он стоял на позициях освобождения Алжира из-под колониальной власти Франции, однако осуждал любые радикальные методы, особенно террористические, в этой борьбе.
В 1957 году Камю был номинирован на Нобелевскую премию по литературе «за огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести». Он был самым молодым из номинантов. Премия стала для него полной неожиданностью, у него были мысли даже отказаться от премии, но друзья переубедили Камю.
В 1960 году, когда Камю возвращался в Париж с другом и его семьей из Прованса, автомобиль вылетел с дороги и врезался в дерево. Камю при ударе погиб мгновенно. В его сумке позже нашли незаконченную рукопись романа «Первый человек».
Камю написал следующие произведения:
- роман «Чума»;
- неоконченный роман «Первый человек»;
- пьесы «Калигула», «Бесы», «Недоразумение», «Реквием по монахине» и др.;
- эссе «Бунтующий человек», «Миф о Сизифе», «Изнанка и лицо» и др.;
- дневники «Злободневные записки».
«Миф о Сизифе»
Философское эссе «Миф о Сизифе» одно из основных его произведений, его часто называют ключом ко всему творчеству Камю. Именно этой работой заканчивается первый период его философии. В качестве подзаголовка эссе имеет слова «Эссе об абсурде». В центре размышлений – абсурдность мира и жизни, а также проблема самоубийства. Мир по Камю лишен какого-либо разумного замысла, он попросту абсурден, и это единственная его характеристика. Но человеческий разум желает ясности, но это само по себе тоже абсурдно, поэтому абсурд исходит из человека в той же мере, что и от мира. Но если мир и жизнь человека абсурдна, то не является ли следующим шагом признание самоубийства как последующего логического шага? В качестве «логического самоубийцы» Камю приводит героя Ф.М. Достоевского Кириллова, который покончил с собой, признав, что если жизнь не имеет смысла, то не стоит ее и проживать.
Но для Камю абсурд – это только точка отсчета, общий фон его философии. Самоубийство – слишком легкий способ, всего лишь бегство, смирение перед абсурдностью жизни, согласие с ним. При столкновении с абсурдом мыслящий человек выбирает бунт, выражающийся в осознании абсурда. «Кажется, что, чем меньше в ней [жизни] смысла, тем больше оснований, чтобы ее прожить». Бунт Камю характеризует как постоянную данность самому себе, осознание всего происходящего, это восстанавливает величие человека. Это дает жизни цену. «Для человека без шор нет зрелища прекраснее, чем борьба интеллекта с превосходящей его реальностью».
«Падение» Камю
Произведения Камю никогда не бывают однозначными, они заставляют читателя думать, взвешивать аргументы за и против, отсюда многочисленные споры и обсуждения. Таков «Посторонний» Камю или его «Бунтующий человек». Честность, индивидуальная совесть и общественные нормы и общепризнанное мнение; суетность повседневной жизни и безразличие природы. С кем ты, читатель?
Одно из его последних произведений – повесть «Падение». Если на страницах других произведений Камю выступает как гуманист, то «Падение» - отражение внутреннего смятения автора и его самобичевания, чего, впрочем, ни один писатель не избежал. Герой повести - «ложный пророк», двуличный человек, который собственную низость пытается оправдать тем, что другие люди отличаются еще большей порочностью. Он не способен любить, его главная цель – оправдать себя, казаться, но не быть.
Исследователи отмечают, что в «Падении» нашли отражение сомнения и душевные терзания автора, борьба с собственным скепсисом и мизантропией.