Труд – это целесообразная и общественно значимая деятельность личности, которая требует умственного и физического напряжения.
Труд как нравственно благая деятельность
Деловое общение современных людей чаще всего становится неотъемлемым компонентом экономической сферы жизни общества, которая имеет собственные моральные составляющие, которые обеспечивают регулирующее воздействие.
Многие ученые отмечают тот факт, что труд является компонентом экономической сферы развития общества или комплексным социальным явлением, способом производства некоторых материальных благ и механизмом функционирования материально – производственной сферы. Труд выполняет функцию своеобразного стержневого образования, вокруг которого вращается вся материально – производственная сфера.
К особенностям проявления общественного и индивидуального труда относят разнообразные грани, уровни, а также компоненты экономической сферы жизни общества. В связи с этим труд составляет очень важную сторону развития социального пространства. В последнее время труд рассматривается философами всех времен не только, как экономическая, но и как нравственная категория.
Платон говорил, что труд является нравственно благой деятельностью, которая прекрасна по своей сути. Древнегреческие философы говорили о том, что в труде выражаются:
- свобода воли человека;
- всеобщая добродетель.
В христианстве деятельность человека определяется Богом и пронизывается его благостью. Бог является проводником к добру. Для того, чтобы успешно двигаться по этому пути необходимо преодолеть искушения различного рода, трудиться экономически и совершенствовать себя.
С точки зрения Ф. Бэкона труд должен направляться на облегчение бед в человеческом существовании и достижение благих целей, в особенности, согласия между людьми.
И. Кант считал, что высшим достижением практики становится не стремление к цели, а реализация основного нравственного закона или категорического императива (предписания). Суть императива состоит в том, что необходимо поступать так, чтобы твоя воля имела силу принципа всеобщего законодательства. Это правило должно распространяться на всех. К человеку нельзя относиться как к средству для реализации собственных интересов. При этом проблема цели была решена не в сфере того, что сегодня есть, а то, что должно быть.
Для Гегеля труд представляется самопожертвованием человека. В нем автор видел не воплощение человеческого замысла, а источник производства и развития подобной деятельности, а также форму и способ самореализации абсолютного духа посредством практики человеческой деятельности.
При этом для Гегеля практика выше теоретического познания, так как она имеет достоинство не только всеобщности, но и действительности. К приоритетам Гегеля также можно отнести ведущий контекст объективного над субъективным, практического над теоретическим, средств над целью. К данной тенденции самым теснейшим образом примыкает марксизм.
Труд как высшее проявление сознательной активности
С точки зрения марксизма труд интерпретируется как высшее проявление сознательной активности человека. Также труд в марксизме описывается как:
- способ позитивной реализации человека;
- механизм формирования материальных и духовных ценностей.
В связи с этим труд имеет высокое нравственное содержание и является воплощением добра.
Категорию труда понимают в широком и узком смысле как любую деятельность человека, как исключительную предметную деятельность.
В призме этики философы склонны оценивать труд не с точки зрения узкого практицизма, как стремления извлечения всего непосредственной материальной выгоды, как способа реализации общечеловеческих ценностей.
Труд помог организовать людей в социальные коллективы, а коллективный образ жизни требует согласованности действий. Именно потребности, которые определяются коллективной трудовой деятельностью стимулировали развитие многих значимых общественных ценностей. Среди них отмечали солидарность, совместную защиту, заботу о потомстве и пр.
На заре развития человечества труд становится источником духовного и нравственного развития личности, который возвышал его над всем остальным миром.
Успешность любой социальной общности сильно зависела от единства трудовой деятельности ее членов именно через результаты и содержание. Все это позволяло сложить понятия добра и зла, общего блага.
Общее благо — это благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят они за него или нет.
При этом понятие блага нельзя отделить от представления о материальном благе, источником которого становится труд. В общественном сознании труд имел значение высшей моральной ценности.
По мнению Н. А. Добролюбова, оценку труда необходимо производить более или менее в соответствии с критерием истинной ценности цивилизации народа. Несмотря на тот факт, что прямых проявлений морали внутри трудовой деятельности нет, проводить резкую грань между трудовой и моральной деятельностью не представляется возможным.
От того, как человек относится к труду зависит его общая оценка нравственной деятельности со стороны всех субъектов общественных отношений.
Общественные отношения – это различные социальные взаимосвязи, возникающие в социальном взаимодействии, связанные с положением людей и функциями, выполняемыми ими в обществе.
При честном и добросовестном выполнении своих экономических функций можно говорить о наличии элементарной нравственности у личности. Труд представляется общественным созиданием и в процессе труда происходит как развитие личности, так и всего социального пространства.
Таким образом труд можно признать истинной ценностью, имеющей высшую степень этичности, которая преломляется в моральном измерении и поле всеобщей нравственности.