Служебный этикет – это совокупность профессиональных норм и правил поведения человека.
Основные положения служебного этикета
Служебный этикет призван
- сближать людей, принадлежащих к разным социальным прослойкам;
- способствовать развитию у сотрудников скромности, вежливости, тактичности, пунктуальности.
Вежливость подразумевает корректное общение, доброжелательность, учтивость.
Тактичность подразумевает снисходительное отношение к недостаткам человека, его ошибкам при реализации профессиональной деятельности.
Очень важным пунктом служебного этикета является скромность. Скромность складывается из самооценки личности, которая основывается на возможностях человека и оценки окружающих. Скромность человека не дает ему переоценить себя и выбирать неподобающие способы поведения.
Пунктуальность очень важна для работы в команде. Пунктуальный человек никогда не опаздывает и выполняет все взятые на себя обязательства точно в срок. Пунктуальность является основой дисциплины.
Феномен профессиональной этики
Служебный этикет базируется на феномене профессиональной этики.
Профессиональная этика – это система профессиональных моральных норм.
Профессиональная этика является регулятором деятельности многих специалистов, поскольку она позволяет им выбирать правильные образцы поведения в совершенно разных ситуациях решения служебных задач.
Правила служебного этикета действуют только в рамках выполняемой профессиональной деятельности. Если работники одной организации встречаются, где – либо вне работы, то уже не обязательно обращаться к друг другу на Вы, если между людьми установлены достаточно хорошие отношения.
Но во избежание недоразумений на работе, служебный этикет обязателен к исполнению всеми участниками профессиональных отношений: начальством, коллегами.
Этикет руководителя и подчиненных. Принципы служебного этикета
Особую сферу служебных взаимоотношений составляет этикет руководителя. Он несет конечную степень ответственности за деятельность всей организации, поэтому его дисциплина весьма важна. Этикет руководителя складывается из:
- общего служебного этикета;
- личного этикета руководителя.
Согласно данному этикету, руководитель взаимодействует с личным составом, коллективом, подчиненными.
Главным критерием для руководителя в данном случае может стать возможность настроить контингент работников благожелательно для совместной работы. Руководителю лучше одеваться со вкусом, выбирать цветовую гамму, которая будет подходить к лицу. При этом большое значение имеет тщательность подбора аксессуаров.
Еще одним принципом профессиональной этики руководителя можно назвать грамотность. Руководитель должен говорить и писать правильным языком. Внутренние документы и письма организации, которые направляются за пределы организации должны также излагаться грамотным языком, поскольку это говорит о компетенции руководителя.
Данный этикет предусматривает общение всех сторон коммуникации при обращении исключительно на «вы». Общение на «ты» рушит профессиональную обстановку и может вывести в ступор и заставить сомневаться в компетентности того или иного участника профессиональных взаимоотношений.
Также важным принципом функционирования служебного этикета можно назвать целесообразность действий. Современный служебный этикет предполагает уместность и простоту. Если в процессе делового взаимодействия человек не знает, каким образом он должен себя вести, то лучше руководствоваться принципом целесообразности и удобства. Удобно должно быть не только человеку, но и тому, с кем он вступает во взаимодействие.
Профессиональное взаимодействие весьма многогранно, поэтому возникают ситуации, при которых нельзя найти выход, руководствуясь стандартными правилами и нормами. Современный служебный этикет уходит от догм, он дает возможность выбора. Нормы служебного этикета могут меняться в зависимости от социальной ситуации. Также принципом служебного этикета называют красоту и эстетическую привлекательность поведения.
Правила служебного этикета всегда определяются эстетической привлекательностью поведения. Современный общий этикет и служебный этикет государственного учреждения ориентированы на единство формы и содержания поступков их должностных лиц и работников.
Доброжелательное отношение к человеку должно оформляться эстетически, поскольку любой благородный поступок по своей форме может выглядеть весьма некрасиво и терять свой уникальный нравственный смысл. Чаще всего это проявляется в мимике, жестах, манерах.
Кроме того, взаимодействие с клиентами и партнерами по работе всегда происходит и в рядовом составе сотрудников. Если встреча сугубо деловая, то необходимо проявлять уважение к стороне, обращаясь на «вы». Нельзя задавать компрометирующие вопросы или вопросы, которые могут касаться национальности и внешности одной из сторон. Диалог в этом случае строго ограничивается делом.
Хамство и грубость на рабочем месте, несоблюдение субординации при деловом общении, сплетни и плетение интриг в коллективе — все эти ситуации являются нарушением служебного этикета.
Исключить нежелательное поведение полностью не представляется возможным, поэтому необходимо следовать нормам служебного этикета как внутри крупных компаний, так и в маленьких по составу людей организациях. Служебный этикет является основной составляющей рабочего процесса любого профиля, но необходимо помнить, что люди могут ошибаться.