Деловой этикет – это специфический раздел этикета, который содержит свод норм и принципов, регламентирующих деятельность людей в ситуациях делового общения.
Общие сведения об этикете делового общения
Знание правил этикета делового общения необходимы любому человеку, поскольку он регламентирует важнейший тип взаимоотношений личности с другими людьми.
Главными регуляторами подобных отношений можно назвать этические нормы.
Этические нормы – это социальные правила поведения человека, выражающие представление общества о добре и зле, справедливости и несправедливости.
Общаясь с начальником, коллегами, подчиненными, человек сознательно опирается на этикет делового общения. В зависимости от понимания моральных норм, а также степени восприятия этикета человеком его деловое общение может быть более либо менее эффективным.
Этикет делового общения может проявляться на различных уровнях социальной системы и в ее разнообразных формах. Все участники делового общения имеют официальные статусы и нацелены на достижение тех или иных задач. Отличительной чертой делового общения является отсутствие давления, так как этикет делового общения нельзя назвать самоцелью, а следует признавать средством в достижении конкретных целей (в условиях рыночных отношений такой целью можно назвать получение максимальной прибыли).
Особенностью делового общения можно назвать то, что оно возникает по поводу определенного типа деятельности, которая основывается на производстве. Спецификой делового общения можно назвать регламент, который выражается в подчинении личности установленным традициям и ограничениям, национальным и культурным традициям.
Речевой этикет внутри делового общения является важнейшим фактором установления коммуникаций между индивидами внутри служебной сферы.
Речевой этикет – это система предписываемых обществом устойчивых формул общения, правил речевого поведения и норм использования средств языка в определённых условиях.
Существуют гласные и негласные нормы поведения в разнообразных ситуациях официальных контактов. Служебные формы поведения, которые приняты в той или иной организации называют деловым этикетом. Он способствует взаимопониманию людей и имеет необходимую степень практичности.
Структура делового этикета. Роль речевого этикета в деловом общении. Культура речи
В структуру делового этикета входят:
- горизонтальные нормы, которые действуют между членами одного коллектива;
- вертикальные нормы, которые регламентируют взаимоотношения подчиненных и руководителей.
Общим требованием речевого этикета в деловом общении считается положительный эмоциональный фон и приветливое, предупредительное отношение ко всем сотрудникам, партнерам, независимо от симпатий и антипатий. Регламентированность делового взаимодействия отмечается во внимании к собственной речи и речи своего собеседника в дистанционном или очном формате.
Речевой этикет внутри делового общения состоит из разработанных норм языкового поведения, а также типовых готовых формул для организации этикетных ситуаций и просьб. Ими являются благодарности, извинения, приветствия. Устойчивые конструкции выбираются с учетом психологических, социальных, возрастных характеристик.
В деловом общении выделяются следующие этапы:
- установление контакта с целью понимания другого человека;
- ориентировка в конкретной ситуации общения, ее осмысление путем применения пауз;
- обсуждение и решение проблемы;
- выход из контакта или завершение ситуации общения.
На каждом из выделенных этапов важно придерживаться культуры речи, не использовать слишком много профессиональной терминологии и не давать собеседнику понять, что в разговоре присутствует чувство смущения и стеснения.
Если происходит ситуация прямого контакта, то большое значение приобретает устная речь. Также распространенными формами коммуникации можно назвать беседу по телефону или передачу сообщений через гаджеты.
Важно знать, что нужно обращаться к собеседникам по имени. Нельзя допускать просторечий и фамильярности. Все участники общения обращаются к друг другу на «Вы». Важно не перебивать собеседника, давать ему высказать собственную точку зрения, исключить использование паразитов. Применять обращение к человеку по имени отчеству целесообразно в зависимости от ситуации и цели взаимодействия.
Таким образом, речевой этикет является одним из базовых компонентов общения в бизнес – сфере и внутри других важнейших отраслей жизнедеятельности. При этом этикет делового общения представляет собой настоящее искусство, овладение которым сразу становится невозможным, этому учатся и совершенствуют свою деятельность длительное время.
При продвижении человека по карьерной лестнице важно соблюдать нормы, культуры, правила поведения и систему ведения деловых бесед. Все это входит в понятие профессиональной этики.
Профессиональная этика – это комплексный термин, который обозначает систему профессиональных моральных норм.
Речевой этикет при телефонных переговорах
Очень важно соблюдать речевой этикет при телефонных переговорах. При соблюдении норм этики телефонных переговоров очень важно корректировать общение, причем делать это необходимо своевременно. В реальной практике, именно в телефонном разговоре 40 % времени занимают паузы и повторения слов. Этого лучше избегать. Важно использовать правильные речевые обороты и конструкции приветствия, и выражения эмоциональной готовности к продолжению контакта. Нельзя применять нецензурную брань и излишние эмоции. Также часто в разговорах по телефону присутствует колоссальное количество лишней информации, в связи с чем к разговору целесообразно готовиться заранее.