Общие сведения об этике менеджера
Этика менеджера – это комплекс поведенческих правил и норм, которые необходимы для оптимального выполнения профессиональных задач в сфере менеджмента.
Любой менеджер является стержнем организации и управляющим ее деятельностью. Также он часто становится примером для подчиненных, поскольку его этические принципы проецируются на деятельность всего коллектива в целом.
Важнейшие аспекты этики менеджера отражаются в следующих принципах деятельности руководителя:
- верность ценностям и нормам, которые господствуют в организации. Другими словами, менеджер является членом организации, поэтому наряжу со всеми сотрудниками соблюдает профессиональные этические нормы;
- уважение к подчиненным и искренний интерес к их деятельности, отрицание критики, которая будет уничтожать достоинство подчиненных;
- исключение грубости, лицемерия, высокомерия, манипуляций и психологического насилия, попыток разжигать профессиональные и межличностные конфликты между подчиненными;
- недопустимость обмана подчиненных, невыполнения обещаний, утаивания важной информации, которая может представлять интерес.
Принципы профессиональной этики менеджера
Важнейшим принципом профессиональной этики инженеров называют соблюдение субординации.
Субординация – это положение индивидуума в иерархической системе каких-либо отношений.
Соблюдение субординации представляет собой воздержанность от попыток решения служебных вопросов с вышестоящим руководством, минуя непосредственное начальство. Также субординация предполагает корректное общение между всеми участниками профессиональных взаимоотношений. Феномен субординации позволяет регламентировать отношения между всеми членами организации и стабилизировать психоэмоциональную ситуацию в коллективе.
Менеджер должен использовать по отношению к подчиненным допустимые методы убеждения. Принуждение применяется только в том случае, если методы убеждения уже исчерпали себя. Принуждения не может унижать честь и достоинство личности, нарушать ее естественные права. Талантливый менеджер всегда находит подход к любому человеку, не выходя при этом за рамки стандартных этических требований.
Грамотный руководитель должен принимать управленческие решения при нормальном эмоциональном состоянии и корректной ситуации общения. Нестабильный эмоциональный фон может исказить процесс принятия решений и снизить степень объективности действий руководителя. Управленческое решение при этом также теряет правовую защищенность.
Управленческое решение – это важнейший вид управленческого труда, а также совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных управленческих действий, которые обеспечивают реализацию управленческих задач. Оно имеет творческий характер и во многом зависит от личности руководителя.
Также важным называют нацеленность деятельности менеджера на гармонизацию деятельности коллектива и организации в целом, не только при возникновении конфликтных ситуаций, но и при стандартном общении.
Поскольку руководитель несет ответственность за деятельность всего коллектива, ему необходимо постоянно стремиться к повышению собственной профессиональной компетентности и уровня квалификации. Это поможет ему увеличить степень собственного авторитета в глазах подчиненных, а также снизить вероятность профессиональных промахов и ошибок.
Профессиональная компетентность – это интегральное качество специалиста, характеризующее его умение решать профессиональные задачи с применением профессиональных знаний и имеющегося опыта.
Менеджер, который работает в любой сфере деятельности должен соблюдать профессиональную конфиденциальность. Менеджер не имеет права разглашать личную информацию, а все профессиональные вопросы необходимо освещать строго в рамках этических норм.
Каждый руководитель должен понимать, что он несет ответственность не только за свои действия, но и за действия подчиненных. Готовность брать на себя ответственность за действия подчиненных отличает хорошего руководителя.
Требования к менеджеру
Профессия менеджера считается высоко престижной. При этом менеджер должен иметь:
- высокий уровень образования;
- должную степень профессионализма.
Менеджер служит примером отношения к собственным служебным обязанностям для всех рядовых сотрудников, а также других менеджеров.
Ответственность – это качество личности, выражающее ее отношение к необходимости принятия решений и совершения действий, от которых зависит возможность сохранения собственного благосостояния и уровня жизни других людей. Ответственность приравнивается к этическим качествам личности.
Нарушение менеджером этических норм может восприниматься рядовым сотрудником как сигнал, который говорит о том, что можно делать, а что нельзя. Так как менеджер находится в центре внимания, то нарушение им этических норм будет служить дурным примером больше, чем нарушение норм кем – либо из других сотрудников.
Любой поступок менеджера имеет не только ситуативный эффект. В течение некоторого периода времени поведение менеджера формирует комплекс профессиональных моральных устоев, которые окружают его, а именно подчиненных, потребителей, конкурентов, поставщиков.
Другими словами, менеджер выполняет воспитательную роль, формирует культуру отношения работников к продукции, которую производит организация. Также менеджер задает правила общения друг с другом, а также формирует контакт «менеджер – подчиненный».
Если отмечать особенности внешней среды, то менеджеры формируют стандарты взаимоотношений с конкурентами и поставщиками, а также многими деловыми партнерами. Учитывая этот факт, современный менеджер должен стремиться самостоятельно формировать образцы нравственного поведения, воспитывая их у подчинённых и партнеров.
От каждого человека зависит тот факт, на каком языке с ним будут разговаривать окружающие его люди, и как его воспримут сотрудники.