Ф. Г. Брэдли – это ученый, который родился в 1846 году в пригороде Лондона в семье евангелического священника.
Общие сведения о научных и философских взглядах Брэдли
Брэдли окончил Оксфордский университет в 1870 году и стал научным сотрудником оксфордского колледжа Мертон. Известность ему принесла его крупная работа «Этические исследования», в которой он изложил собственные взгляды на мораль в контексте полемики с другими этическими позициями.
Брэдли отстаивает подход к морали с точки зрения социальной целостности в противовес утилитаризму, кантовскому формализму и индивидуализму. Главным трудом Брэдли является объемное сочинение: «Явление и реальность», опубликованное в 1893 году, где в развернутом виде представлена позиция абсолютного идеализма. Ученый умер в 1924 году.
Брэдли утверждал, что метафизика есть попытка познать реальность в ее отличии от явления, метафизика познает первейшие принципы абсолютных истин», «стремление постичь Вселенную в целом, а не только фрагментарным и ограниченным образом».
Ограниченность человеческого познания не может восприниматься как абсолютное препятствие, а только как относительное, так как наше знание включает и информацию о данной ограниченности.
Метафизика – это комплексное философское знание о базовых, фундаментальных, недоступных опыту мировых началах, которые рассматриваются независимо от устоявшихся принципов мироздания.
Необходимо отметить, что Брэдли отвергает позиции агностицизма в философском знании и убеждается в абсолютном характере человеческого познания. Познание, по мнению Брэдли, должно быть ориентировано на классический философский идеализм.
Философский идеализм – это термин, применяемый для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, в основе которых лежит утверждение о первичности идеи по отношению к материи в сфере бытия.
В отличие от Гегеля главным средством постижения Абсолюта у Брэдли становится не логика, а метафизика, которая базируется на опыте. Логика при этом всего лишь один из способов, на котором строится познание человечества, но она не может претендовать на роль окончательного и единственного критерия нескольких абсолютных истин.
Такая роль, по мнению автора, приходится на опыт в соответствии с эмпирическими традициями Британии. Но опыт должен соответствовать характеру абсолютной реальности иметь должную степень полноты и целостности. Такой взгляд скорее относится к этике долга, где личность имеет дело с фундаментальными запретами. Хотя и здесь имеют место известные моральные дилеммы, которые неграмотный человек не сможет обозначить и приступить к их разрешению.
Этот взгляд неприменим к этике добродетелей, где речь идет о совершенстве функций. Автор считает, что вопрос, почему человек должен быть моральным не имеет смысла и задавать его не нужно. «Мораль говорит о том, что она есть цель, которая желается личностью ради нее самой». Если принизить ценность моральности, то она исчезнет совсем. Для того, чтобы удержать моральность, ее нужно любить, а не просто использовать.
Мораль – это принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.
Брэдли справедливо замечает тот факт, что если он всегда сможет задавать вопрос для чего, то ничто не является благом самим по себе, а благо в любом случае только средство. В этом случае формируется бесконечная цепь: благо – цель, цель – благо. Можно предположить, что конечной целью является не добродетель, а счастье и удовольствие. Брэдли рассматривает все возможности их получения. Он аргументирует тот факт, что моральное сознание возражает против вышеописанных предположений. В частности, моральное сознание выступает против претензии удовольствия быть целью.
Мораль и самореализация
Если моральное сознание не извращено эгоизмом и не ослеплено софистикой, то возникает убеждение в том, что вопрос «почему» означает имморальность. Также Брэдли исследует вопрос самореализации в контексте самореализации.
Брэдли говорит о том, что «ничто не приводит нас в движение до тех пор, пока оно не становится желаемым, а то, что желается и есть мы сами». В итоге мораль становится компонентом человеческого сознания, когда она в той или иной степени желается людьми. «Когда мы изобретаем паровоз, мы желаем, чтобы он двинулся».
Мораль именно благо само по себе не нуждающееся в том, чтобы выступать средством. Брэдли задается вопросом о том, не принуждается ли мы рассматривать самость как целое, которое не становится только суммой частей»? Не следует ли людям признать, что реализовать себя всегда означает реализацию целого, что вся суть морали состоит в том, чтобы найти истинное целое, реализация которого станет ценностью истинной самости.
Концепция Брэдли может быть охарактеризована следующими аспектами:
- мораль является наилучшим, но все же средством для самореализации (противоречие первому тезису концепции, утвержденной автором);
- Брэдли пытается наполнить мораль содержательными характеристиками.
Брэдли говорит также о том, что человек имеет определенное положение в обществе и комплекс обязанностей, которые связаны с социальным статусом и положением, и пытается преодолевать бесконечную цепь повторений, которая представлена в кантовской философии.
В итоге Брэдли говорит о том, что мораль несовершенна и часто требует от человека невозможного, поэтому она должна подвергаться рефлексии. Нельзя говорить о том, что первое место в мире занимает мораль, а за ней следует религия, но мы можем сделать вывод о том, что мораль требует высокого, а именно религии.
Можно сказать, что концепция Брэдли может выглядеть весьма стройной. Претензии к концепции Брэдли заключаются в высокой степени идеализации, а также в том, что реальные стимулы деятельности у него описываются только в виде мыслительных конструкций. В практической эффективность подобных конструкций сомневается и сам автор.