Корпоративное поведение
Корпоративное поведение – это понятие, охватывающее различные действия, связанные с управлением хозяйственным обществом.
Такой тип поведения неизбежно влияет на экономические параметры хозяйственных обществ и на их способность наращивать капитал.
В Российской Федерации существует курс на совершенствование корпоративного поведения с целью увеличения притока инвестиций во все отрасли экономики государства. Одним из способов решения поставленной задачи называют введение стандартов поведения и этикета, которые сформулированы на основе колоссального практического опыта.
Стандарты корпоративного поведения могут применяться к хозяйственным обществам всех типов, но в большей степени они необходимы акционерным обществам. Это можно объяснить тем фактом, что именно в них имеет место быть отделение собственности от управления.
Этика – это отрасль философии, которая стала самостоятельной наукой и ставит перед собой цель исследования нравственных основ отношений и проявления сознания всех членов современного социального пространства.
Деловое поведение представляет собой систему индивидуальных поступков и действий, которая взаимосвязана с реализацией и достижением интересов личности.
Цель применения стандартов корпоративного поведения заключается в том, чтобы обеспечить защиту интересов всех акционеров, независимо от того, какой пакет акций им принадлежит. Также корпоративное поведение необходимо для обеспечения высокого уровня деловой этики и культуры между участниками рыночных отношений.
Предпосылки формирования Кодекса корпоративного поведения и его значимость
Существует ряд предпосылок формирования Кодекса корпоративного поведения:
- в российском законодательстве нашло отражение большинство принципов корпоративного поведения, но практика их реализации и традиции использования только формируются. Необходимо понимать, что основные проблемы корпоративного поведения связаны не только с качеством законодательства, но и с отсутствием должного уровня развития практики корпоративного поведения;
- детализация юридических норм препятствует работе обществ, так как каждое из них уникально и имеет специфические особенности деятельности. В связи с этим законодательство либо не имеет норм, регулирующих отношения, либо содержит общие рекомендации к поведению;
- многие вопросы, которые связаны с корпоративным поведением, находятся за пределами законодательной сферы и имеют скорее этический характер.
Этические нормы, которые используются в деловом сообществе, являются сложившейся системой норм и образцов поведения, которые основываются на законодательстве, действующем в данном обществе.
Этические нормы корпоративного поведения формируют устойчивые поведенческие стереотипы.
Следование этическим нормам становится не только моральным императивом, но и способом избегания рисков, обеспечением долгосрочного экономического роста и успешной предпринимательской деятельности.
Этические нормы вместе с законодательством базируются на учете интересов акционеров, а также руководителей данной компании.
Главным критерием для руководителя в данном случае может стать возможность настроить контингент работников благожелательно для совместной работы. Руководителю лучше следовать принятым этическим нормам, чтобы сформировать уверенность персонала в необходимости их соблюдения.
Содержание Кодекса корпоративного поведения
Кодекс корпоративного поведения содержит перечень рекомендаций относительно наилучшей или образцовой поведенческой практики, которые не являются обязательными к исполнению. Другими словами, профессионал вправе выбирать, каким нормам он должен следовать, чтобы поддерживать собственный статус.
Кодекс корпоративного поведения играет также важную роль в процессе установления стандартов управления многими организациями.
Кодекс разрабатывается в соответствии с нормами действующего российского законодательства, его положения базируются на признанных в международной практике принципах корпоративного управления, которые разрабатываются ОЭСР.
По сути, Кодекс представляет собой свод рекомендаций, которые могут применяться либо не применяться в организации. Исполнение норм Кодекса должно быть добровольным и основываться на стремлении увеличить степень привлекательности хозяйственного общества в глазах потенциальных и существующих фактических инвесторов.
При формировании собственной практики корпоративного поведения хозяйственные общества и компании вправе самостоятельно определять, какие правила и процедуры необходимо исполнять.
Фактически все существующие сегодня организации создают Кодексы корпоративного поведения. В подобном случае они становятся своего рода внутренними документами, которые регламентируют нормы поведения специалистов в конфликтных и стандартных производственных ситуациях. Кодекс корпоративного поведения содержит в себе определённый перечень этических норм, которые могут быть привычными для человека или требовать от человека усилия воли по собственному принятию и исполнению. Эти этические нормы создают своего рода поведенческий каркас и дают возможность определить нормы взаимодействия в той или иной ситуации.
Этические нормы в деловой сфере – это комплекс разносторонних взаимосвязанных принципов, которые позволяют регламентировать поведение граждан, реализующих деятельность в бизнес-сфере, частных предпринимателей, а также общественных деятелей и государства.
Кодекс корпоративного поведения должен отвечать следующим нормам:
- иметь объем не более 40 страниц;
- содержать описание моделей поведения, стилей общения, способов решения конфликтных ситуаций.