Эстетика – это отрасль философии, изучающая сущность и формы прекрасного в природе, жизни и художественном творчестве, а также закономерности развития искусстве как особой формы общественного сознания.
Общие сведения об эстетике
Истоки эстетических знаний и эстетических практических умений кроются в глубине человеческой истории. Свидетельства этого можно обнаружить еще в первобытном обществе. Древние люди проявляли свои художественные наклонности посредством создания орнаментов на скалах, украшения орудий труда и предметов быта. Такие находки относятся к палеолиту. Эстетика формировалась на основе восприятия людьми категорий «добро» и «зло». В представлениях об этих категориях отражались сущностные содержательные характеристики явлений действительности, которые достаточно значимы для человека.
На данном фундаменте, как следствие расширяющейся практики познания, постепенно возникает восприятие человеком предметов и явлений, как красивых или безобразных. Исторической предпосылкой, которая формирует эстетическое сознание, стала мифология.
Мифология – это особая форма человеческого сознания, способ сохранения традиций в изменяющейся действительности; основной метод общинно-родового мышления; древнейший способ конципирования окружающей действительности и человеческой сущности.
В мифологическом сознании мир воспринимается как всеобщая незыблемость всего сущего, которую род отождествлял с природой. Практическая ситуация, внутри которой находился первобытный человек всегда была крайне сложной. В ней часто возникали случайности, поскольку индивид был очень слаб, природа своим могуществом подавляла личность. Средой для индивида чаще была община.
Особенностью мифа являлось богатство образной фантазии, метафоричность, а также чувственная наглядность представлений. Происходило осознание природы художественного творчества, формировалось объяснение специфики эстетической деятельности, а также был сформирован категориальный аппарат эстетики.
Античная эстетика
Первые эстетические теории возникли в Греции, в античной культуре.
Значительное место вопросы эстетики занимали в философском наследии Платона. Его основным вкладом в развитие эстетической науки можно назвать тот факт, что ключевые эстетические понятия связывали не только с философией, но и с искусством.
Искусство – это специфический вид духовно-практического освоения и эстетического отношения к действительности.
Философ одним из первых подчеркнул противоречивый характер классового компонента в искусстве и эстетике. Он говорил о том, что очищение души есть путь освобождения тела от страстей и наслаждений.
Оригинальную эстетическую теорию в античной философии создал Аристотель.
Аристотель – это величайший учёный и мыслитель античного мира. Он заложил основы большинства современных наук, создал всестороннее учение о мироздании, основные понятия философии и научный стиль мышления.
Ряд произведений Аристотеля напрямую связан с эстетикой. Ученый пытался осмыслить многочисленные эстетические категории. Например, искусство, по его мнению, воспроизводит определенные эстетические качества человека и служит средством воспитания элиты.
Элита – это относительно небольшая социальная группа, которая концентрирует в своих руках значительный объём государственной и информационной власти, её отличают высокий социальный статус и интеллект. Именно Аристотель подчеркнул гуманистическую сущность искусства. Катарсис мыслителя Аристотель не считал конечным результатом, он определял его как систему приспособления к высоким этическим принципам. Катарсис возникал не из сопереживания, а из просветления.
Последующее развитие эстетики
Византийский период становления эстетики, который пришелся на IV – середину XV века, стал наиболее динамичным. В это время были сформированы достаточно значимые вопросы. Среди них:
- место и роль искусство в философском осмыслении мира;
- воспитательное значение художественного творчества.
Византийская эстетика продолжала осмыслять следующие категории:
- добро и зло;
- символ, канон, образ.
Добро – это ценные поступки нравственной направленности, которые связаны с действиями человека по отношению к другим людям или иным существам.
Зло – это наиболее общая нормативно-оценочная категория этики, служащая для обозначения нравственно-отрицательного в жизни и поведении людей.
Необходимо подчеркнуть тот факт, что все вышеописанные категории были осмыслены с религиозных позиций. Среди средневековых ученых-эстетов можно выделить: Августина Аврелия, Иоанна Златоуста, Фому Аквинского.
Фома Аквинский – это виднейший представитель схоластической философии, систематизатор средневекового католического мировоззрения, оказавший универсальное влияние на культуру позднего западноевропейского Средневековья.
Эпоха Возрождения – это один из самых замечательных периодов в истории эстетической мысли. Главной темой в данном контексте стал человек. В XVII веке происходила эпоха интенсивного развития европейской эстетической мысли. В данный период были установлены весьма строгие правила творчества. Еще одной творческой тенденцией, представленной в эстетической мысли XVII в., стала теория реализма.
Среди влиятельных и значимых эстетических концепций первой половины XIX века можно выделить феноменологическую, интуитивистскую концепции, а также теории З. Фрейда, К.Г. Юнга.
Феноменология – это учение о предметах в их чувственном восприятии.
Определяющем в данном случае можно назвать:
- теорию интернациональности;
- импрессионизм, символизм, романтизм.
Романтизм – это понятие, которое ассоциируется со свободным и идеалистическим характером выражения чувств и индивидуальности и отношения к ним.
Среди мыслителей-эстетов 20 века можно отметить А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, которые также обращались к элите общества, но не к его массе.