Христианская этика – это нравственное учение христианства, которое определяет моральные ориентиры комплексного человеческого поведения.
Общие сведения о христианской этике
Поведение каждого человека основывается на христианском представлении о природе и индивидуальном предназначении человека, его взаимоотношениях с Богом. Христианскую этику часто называют теорией христианского действия.
Этика христианства выражается:
- в бытии христианских народов;
- в жизненном выборе и правилах поведения;
- в системе взаимоотношений в обществе.
При сохранении неизменных базовых ценностей, в каждую эпоху различные христианские конфессии предлагали собственное понимание практических путей воплощения в жизнь христианских этических принципов.
В дальнейшем выявление, обнаружение смысла любого нравственного учения способствует изменению социальной действительности, господствующей системы ценностей, настроений масс, наследия античности и развития богословия.
Источники христианской этики
Источниками христианской этики являются:
- жизнь Христа;
- заповеди Нагорной проповеди;
- проповеди учеников Христа, апостолов, Отцов церкви.
Кроме того, источниками христианской этики являются примеры нравственной жизни, которые присутствуют в процессе развития современной Церкви. Христианская этика проявляет собственный сущностный смысл скорее в жизни конкретной Церкви, но не в истории моральных идей.
Библия дает материалы для построения этики, но не предлагает ту этику, которая может быть принята, как руководство к действию. Авторы библейских книг жилив разное время, для которого существовала определенная оригинальная мораль.
Христианская этика имеет существенные отличия от других этических систем. Главное отличие вытекает из факта, который определяет все главные особенности христианского мировоззрения, а именно: сын Божий воплощен в человеке, страдал за всех людей, воскрес после распятия на кресте. Вот многом действия и поведения Христа, а также его образ жизни стали примером и эталоном для всех его последователей.
Христианскую этику считают не столько системой теоретических принципов, сколько определенным способом жизни, который характерен для христиан. Любое нравственное требование основывается на спасительных действиях Бога, а поэтому трактуются исключительно в рамках истории спасения.
Любое проявление нравственной жизни не отделимо от религии, в ее культовом и благочестивом аспектах, при помощи которых происходит выражение себя. Христианская этика говорит о необходимости милости и благодати, которые происходят от Бога. Христианские этические принципы основаны на учении, содержащимся в Библии, как книге, которая выражает волю Бога по отношению к человеку. При этом воля часто поражается грехом.
Божия Благодать изменяет человека и позволяет ему делать правильный выбор и поступать по воле Божией. Грех может быть индивидуальным и социальным явлением. В христианской этике присутствует богословский аспект. Христианская этика ориентируется на общественный идеал, Божие Царствие, где все живут в согласии с Богом и природой.
Христианская этика во многом сходна с иудейской этикой, но ее значимым отличием можно назвать любовь к врагам, которая приведена в Нагорной проповеди. Современные исследователи высказывают предположения о том, что Иисус говорил о любви к врагам, исходя из плана мирного сопротивления римским захватчикам. При этом можно сформулировать вывод о том, что христианская этика не индивидуальна, но касается всего происходящего на Земле.
Новый Завет
Для того, чтобы понять истинный смысл христианской этики, необходимо обратиться к содержанию Нового Завета. Апостол Павел утверждает, что Закон Моисеев существовал для того, чтобы можно было определить, что является грехом. При этом Закон не может дать человеку благодать и спасение, спасение дает только Иисус Христос.
Нагорная проповедь – это собрание изречений Иисуса Христа. В Евангелии от Матфея, преимущественно отражающем моральное учение Христа, в главах с 5 по 7 повествуется о том, что Иисус произнес эту проповедь (около 30 года н. э.) на склоне горы своим ученикам и толпе людей.
По отдельности моральные принципы христианства в том или ином виде можно найти в различных мировых религиях, но особенностями их наполняет именно участие Бога в процессе спасения человека.
В христианстве происходит полномерная переоценка ценностей, а именно главным является достижение Царствия Небесного через исполнение воли Бога. При этом жизненные блага не могут способствовать достижению подобной цели. Каждый христианин призван «брать свой крест» и следовать за Христом.
Первоначальная христианская этика вполне совпадает с Евангелием. В первоначальном христианстве высшим благом считали не монастырское уединение и заботу о личном спасении, а также деятельное взаимодействие с миром.
Такое взаимодействие можно назвать трагической и непрестанной борьбой. Быть фундаментом для духовного становления всего человечества можно было только жертвуя собой до конца.
Характерной чертой такого периода можно назвать полную отчужденность христианства от интересов политической и общественной жизни. Служить Христу и сильным миром сего не представлялось приемлемым для большинства христиан. С особенной силой в данный период проявлялся протест против сближения государства и церкви.
Особенное этическое значение церковь получила у блаженного Августина. Его центральной идеей является прирожденная человеческая греховность. После первого грехопадения человека природа всего человечества потеряла возможность определения в сторону добра. Для нравственного совершенства и спасения человека необходима благодать. Но благодать даруется Богом только членам церкви; поэтому только крещение дает спасение.
Таким образом, христианская этика представляет собой весьма многогранное явление, анализ которого является перспективной задачей для многих ученых прошлого и современности.