Интернет – это глобальная компьютерная сеть, которая является символом рубежа 20 и 21 столетий.
Общие сведения об этике Интернета
В последнее время все сложнее становится отвечать на вопрос чем же является Интернет. Для пояснения данной проблематики устанавливают соотношение терминов «реальность», «виртуальность». Интернет создает особенное виртуальное пространство, точнее множество пространств, каждое из которых имеет собственные уникальные характеристики, а именно:
- событийность;
- правила;
- язык и персонажи.
«Социальная реальность виртуального типа», по мнению М. Коула простирается «в пятом измерении». Она разделяется на относительно замкнутые субпространства (помещения, где каждый сам является архитектором, дизайнером, завхозом и пр.). Они заполняются систематизированными текстами, а также визуальными образами.
Английский практик и теоретик Р. Барбрук акцентирует внимание на том, что киберпространство не является согласованной галлюцинацией, а представляет собой строительную площадку, на которой работают люди.
О. Шмидтке описывает киберпространство как область машинных процессов коммуникации, в которых процессы взаимодействия осуществляются независимо, поэтому коммуникантам нет необходимости встречаться физически.
В этом мире технические артефакты не могут заменять для пользователя процессы когнитивного конструирования современного общества.
Американский ученый Г. Рейнгольд говорил о том, что виртуальную реальность необходимо рассматривать не как комплекс технологических решений, а как опыт человеческих коммуникаций.
Вопрос современной этики сети Интернет концентрируется вокруг того, что с виртуальной реальностью связано множество надежд и ожиданий. Тем самым Интернет становится генератором идей и новых информационных ценностей. Это часть общественных отношений, поэтому этика присутствует в Сети, как в любой другой сфере этих отношений.
С развитием сети Интернет в обиход входит название «сетевая этика». Этика глобального информационного пространства в силу собственной специфики является одним из минимально разработанных научных направлений.
Научное осмысление проблем, которые связанны с виртуальной реальностью в целом, так и с реальностью интернет – коммуникации в целом.
Задачи этики Интернета
В настоящее время выделяют несколько основных задач этики Интернета:
- морально-философскую рефлексию и нравственную оценку процессов виртуальной коммуникации (она далеко не всегда может быть правомерной и этически оправданной);
- теоретическое обоснование нравственных целей и ценностей сетевого общества;
- теоретическое обоснование этических норм, которые регулируют поведение личности в виртуальной реальности;
- создание механизмов, которые смогут обеспечить соблюдение нравственных норм и принципов в Сети (нравственные нормы имеют базовый характер и выполняются большинством членов общества).
Уникальность сетевой этики определяется спецификой объекта исследования. Участник виртуальной коммуникации анонимен и может уйти от контакта. Возможности законодательного регулирования этой области активности личности невелики. При этом Интернет – пользователь получает иллюзию неограниченной свободы, вплоть до отсутствия контроля.
Сегодня на многих площадках коммуникации в сети устанавливаются определенные этические правила и кодексы, за выполнением которых могут следить модераторы форумов и администраторы чатов.
Теоретические проблемы сетевой этики
Теоретические проблемы сетевой этики рассматриваются в академических печатных изданиях:
- «Этика в науке и инженерии»;
- «Журнал информационной этики» и пр.
В глобальной сети присутствуют люди разнообразных профессий, возраста, уровня образования и характера. Они являются представителями различных культур. Все это осложняет разработки общих стандартов поведения, системы этических норм, которые могли получить широкое применение внутри «всемирной паутины».
Любой профессионал, который применяет в своей деятельности ресурсы Интернета, должен соблюдать следующие поведенческие этические нормы:
- принимать во внимание права и благополучие людей, на которых оказывают внимание результаты его работы;
- уметь правильно оценивать принимаемые решения с точки зрения публики и основ взаимодействия в сети;
- тщательно проводить анализ последствий принимаемых решений для минимально защищенных групп и индивидов.
Значение норм профессиональной этики для регуляции поведения пользователей Интернета во многом определяется тем, что существует феномен моральной ответственности.
Моральная ответственность – это способность человека самостоятельно управлять своей деятельностью, отвечать за свои поступки, совершать выбор между правильными и неправильными поступками в соответствии со своими моральными устоями.
Моральная ответственность связана с развитием и использованием этики для регуляции поведения пользователей.
Поскольку эффективная система этических регуляторов в сфере виртуальной коммуникации еще не сложилась, вопрос о нормативно-ценностном содержании сетевой культуры остается открытым. Однако уже сейчас очевидно, что принципы формирующейся сетевой этики могут быть выработаны только в ходе честной и открытой публичной дискуссии.
Это органическое противостояние позволяет менять моральные нормы на основании достижения все большей согласованности и синтетического единства во взглядах и оценках и предполагающей равноценное участие всех заинтересованных в коммуникации индивидов.
Регуляция поведения в сети происходит через развитие этических кодексов, которые имеют отношение к информационной сфере. Правила сетевого этикета выступают как органы саморегуляции. Только благодаря дальнейшему развитию этических кодексов станет возможной эффективная автономная форма самоуправления и саморегуляции сети Интернет.