И. Кант – прусский философ, выдающийся мыслитель эпохи Просвещения, который занимался эпистемологией, метафизикой, этикой, эстетикой и др.
Общие сведения об этике добродетели
Добродетель – это философский и религиозный термин, обозначающий положительное нравственное свойство характера определенного человека, определяемое его волей и поступками; постоянное деятельное направление воли к исполнению нравственного закона (заповедей). Является антонимом слов «грех» и «порок».
Этику называют одной из древнейших философских дисциплин, объектом исследования которой служат нравственность и мораль.
Впервые этику обозначили как самостоятельную область исследования в трехсотых годах до нашей эры, но интерес к ней не ослабевает и в современности. В различное время к проблемам этики обращались такие философы, как:
- Аристотель,
- Спиноза,
- Кант,
- Маркс.
Среди трудов на эту тему выделяется концепция И. Канта. Этика Канта во многих отношениях стала вершиной философии морали периода нового времени. Ученый уделял наибольшее внимание нравственности, его этическая концепция последовательно развивалась в целом ряде специальных трудов. В ней имелась система, разработанность, завершенность. Кант заслужил признание еще и потому, что поставил целый ряд критических проблем, которые связаны с определением понятия нравственности. Он также пытался определить вопросы существования Бога, свободы, души, теоретического разума и практического разума.
Практическая философия Канта. Суть добродетели
Практическая философия Канта воздействовала на несколько поколений философов, а именно:
- А. Шопенгауэра;
- Ф. Шеллинга;
- Ф. Гельдерлина.
При этом практическая философия Канта была ориентирована на описание феномена добродетели. В своей работе «Метафизика нравов» И. Кант доказывает, что человеческая добродетель не является врожденным свойством. Она представляется продуктом «чистого разума», который еще предстоит воссоздать. Такое утверждение базируется на факте наличия у человека инстинктивных, природных склонностей и разума, который постоянно обыгрывает аспекты поведенческой мотивации.
Кант указывает на тот факт, что нравственное состояние человека не стало бы добродетелью, если бы оно не было обусловлено твердостью намерения противостоять природным склонностям.
Кант говорит о том, что добродетель есть продукт чистого практического разума, поскольку он в сознании своего превосходства, личного выбора берет верх над склонностями. Так как добродетели нужно обучать, следовательно, учение о ней является доктриной.
Что касается методологии обучения, то он придерживался мнения стоиков, для которых очевидным был тот факт, что с помощью только увещевания нельзя добиться исполнения морального долга или следования людей по пути добродетели. Для этого нужно пройти практическую школу этики, где путем постоянных упражнений морального свойства воспитанник познает сильные стороны и слабые черты характера.
Для того, чтобы закалить характер и воспитать в себе добродетель, необходимо проявлять категоричность и отказываться от любых «сделок с пороком».
По мнению, Канта, целью активности личности или путем постижения добродетели можно назвать стремление к собственному счастью и счастью других людей. Поскольку совершенство в чем – либо – это всегда результат деятельности, а не дар природы, то философ учитывает культурные способности человека и нравственном образе мыслей.
При этом безусловным предписанием практического разума становится требование к человеку возвыситься над своей природой и «поднять культуру воли до самого чистого образа мыслей, а именно добродетельного». Только такой путь ведет к внутреннему моральному совершенству. Культура моральности означает по Канту, тот факт, чтобы «мысль о долге была самим по себе достаточным мотивом для всех сообразных с долгом поступков.
Моральный долг и добродетель
Теория Канта не стремится превратить моральный долг или следование к добродетели в неприятную обязанность. Но при этом философ делает акцент на реалистический момент долга. Все люди не могут исключительно любить друг друга, но правомерно требовать от них соблюдения долга. При этом Кант говорит, что не всякий человек прикрыт личиной безупречности и также безупречен внутри. Часто при этом человеком движет корыстолюбие и другие низменные побуждения. Кант делает акцент не только на форме, но и на содержании поведения людей и их взаимодействия друг с другом.
Кант говорит о том, что судить о людях нужно не только по их поступкам, но и учитывая специфику мотивов. Но при этом философ не учитывает того, что поступки не менее важны, чем мотивы и приучение человека к правильным поступкам является средством нравственного и добродетельного воспитания.
Для Канта нравственное начало сводится к субъективному осознанию долга. Он должен служить счастью людей, но на практике оказывается, что гуманистические стремления далеко не всегда способствуют исполнению долга.
Философ говорит о том, что долг есть чистый долг и исполнять его нужно из уважения к нему. Для обоснования этого требования Кант апеллирует к совести.
Совесть – это чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом, самим собой.
Мнение Канта о добродетели объясняется дуализмом его философской системы, которым проникнута и вся человеческая жизнь на протяжении длительного исторического периода.
Уважение к моральному закону является сердцем кантовской этики, так как в нем открывается измерение гуманного поведения и феномен добродетели. Уважение к закону есть единственная движущая сила морального долга. Через стремление к моральному долгу формируется индивидуальная и общественная добродетель.
Идея безусловного достоинства каждой личности является одной из важнейших в философии автора. Это безусловное достоинство формируется через добродетель и ее принятие во всех смыслах, особенно в качестве ориентира для деятельности.