Сущность этики бизнеса
Этика представляет собой философскую дисциплину, предметом исследования которой являются нравственность и мораль.
За последние несколько десятилетий вопросы, связанные с деловой этикой, приобретают все большую актуальность среди ученых, менеджеров-практиков, политиков и общественных деятелей. Этика бизнеса стала обязательной дисциплиной практически во всех школах бизнеса. В современных условиях деловая репутация играет очень важную роль при выборе партнеров по бизнесу, поставщиков, при заключении сделок и т. д.
Этика бизнеса собой представляет свод норм, правил, «неписаных законов», которые играют роль своеобразного «путеводителя» (как для менеджера, так и для работника компании) в процессе принятия решений, коммуникаций, ведения бизнес деятельности и т.д.
Суть этики бизнеса (или деловой этики) состоит в открытости по отношении к партнеру, верности своему слову, честности, способности работать не только эффективно, но и в соответствии с действующими законами, нормами и правилами, традициями и т. д.
Основные этапы становления этики бизнеса в России и в мире
За прошлый век в развитых странах Запада восприятие обществом социальной ответственности и этики бизнеса прошло через следующие 3 основных этапа:
- управление, ориентированное на максимизацию доходов (приблизительно до 30-гг прошлого века) – этика вторична по отношению к максимизации прибыли (этот период еще называют эпохой «дикого капитализма»)
- «попечительское» управление (с 30-х гг. XX в.) – фирма заботиться о своих работниках, а также их семьях, поскольку это в конечном счете способствует более высокой производительности труда
- социальное управление (60-70е гг. XXв. – наши дни) – компания ответственна, в первую очередь, перед всем обществом в целом, а также перед заинтересованными лицами (стейкхолдерами).
В РФ можно выделить всего 5 основных этапов становления деловой этики:
- традиционный капиталистический (до 1917 года) – попечительство и меценатство считались "хорошим тоном" в бизнес-кругах, однако все же подавляющее большинство предпринимателей были ориентированы на максимизацию прибыли
- прямое государственное регулирование (20е гг. прошлого века) – экспроприированные и национализированные у предпринимателей средства направлялись на «нужды государства»
- плановая социалистическая ответственность (1930е-1980е гг.) - за каждой организацией были закреплены определенные социальные программы и объекты
- «дикий капитализм» (90е гг. прошлого века) – наивысший приоритет отдавался получению любыми методами и средствами максимальной прибыли в краткосрочной перспективе; программы социальной ответственности, по сути, выступали в роли "прикрытия" незаконных операций
- локальное попечительство (с 2000 г.) - крупные компании своим долгом считают заботу о местных сообществах, финансирование локальных социальных программ и т. д.
Три основных подхода к проблемам социальной ответственности бизнеса
Можно выделить три основных подхода к этике управленческих решений и пониманию проблем социальной ответственности бизнеса:
- Традиционный (сформулирован М. Фридменом). Логика данного подхода следующая: поскольку бизнес-структуры должны служить интересам собственников, и поскольку менеджеры – это всего лишь наемные работники, то первостепенная задача последних состоит в том, чтобы вести бизнес в соответствии с желаниями владельцев бизнеса.
- Этический (с позиций заинтересованных лиц; сформулирован П. Друкером). Сущность его состоит в признании того, организация несет этические обязательства, в первую очередь, перед стейкхолдерами (учредителями, менеджерами, акционерами); в развитых странах данный подход наиболее распространен.
- Социально-этичный (1960е-70е гг.; К. Левин, Э. Шайн, Г. Минцберг и др.). Согласно данному подходу менеджеры и наемные работники отвечают за сбалансирование следование организации общим интересам: как своим экономическим, так общественным.