Аристотель – это «отец» этики, как практической философии, цель которой -формирование добродетельного гражданина государства.
Этическое учение Аристотеля
Учение Аристотеля об этике состояло из определения добродетели как средней величины между недостатком и избытком. Аристотель выделял 11 этических добродетелей, среди которых были:
- умеренность и мужество;
- великолепие и щедрость;
- честолюбие и великодушие;
- ровность и правдивость;
- дружелюбие, любезность и справедливость.
Учение Аристотеля ценно для современности, поскольку он дает трактовку происхождения тех добродетелей, которые им исследуются.
Например, обучение, согласно мнению автора, порождает мудрость, рассудительность и сообразительность. К такому выводу Аристотель приходит через сравнение добродетели и пороков. Например, мужество он определяет как середину между вседозволенностью и безрассудной отвагой.
Аристотель признавал тот факт, что добродетели неотделимы от пороков. Он выводил на первый план личность. Он считал, что она является регулятивным инструментом в выборе между пороком и добродетелью. Поиск золотой середины осуществляется через внутреннее осознание того, что высшее благо есть особенное душевное состояние, возникающее после исполнения долга.
Также моральный выбор осуществляется человеком при познании собственного назначения, а не в процессе чувственных удовольствий. При этом человек должен постоянно самосовершенствоваться как личность, как духовное существо, в этом фактически и заключается основная цель человека. В таком процессе формируется процесс постижения созерцательная жизнь.
Аристотель считал, что существенное значение в процессе этического самоопределения имеет «свобода выбора». В современном мире ее трактовка совпадает с пониманием Аристотеля. Свобода выбора есть свобода понимания собственного назначения и соответствующих поступков. Следствием данной тенденции можно назвать установление господства разума над чувственными впечатлениями.
В вопросе свободы воли Аристотель следует традиционными представлениям. Он говорит о том, что несвободным можно назвать только то существо, которое находится во власти неверия и насилия.
Для обретения добродетели человеку нужно приобрести моральную устойчивость и нравственную принципиальность. Другими словами, человек, который живет по страсти, не сможет слушать рассуждения. Таким образом, центральное значение в вышеописанном процессе имеет нравственность, которая отвергает постыдные дела.
Нравственное начало
Философ признает абсолютное нравственное начало, которое формируется посредством отдельных добродетелей. Говоря о специфике нравственности, Аристотель делает вывод о том, что внешне добродетельный поступок не станет таковым, если он не сопровождается соответствующими намерениями. Добродетель должна быть в душе.
Аристотель связывает добродетель с феноменом внутреннего мотива человека. Он также считает, что нравственность зависит от знаний, которые укореняются в добрую волю. Хорошему нужно учиться следовать.
Аристотель различает мыслительные добродетели, которые зависят от деятельности разума. Этические методы, по Аристотелю, представляют собой добродетель душевного склада и характера.
Аристотель указывал на путь практического обретения добродетели. Он говорил о том, что найти благодетель может только тот, кто обладает практической мудростью, а также рассудительностью. Также можно следовать примеру нравственного и добродетельного человека.
Практичность и рассудительность позволяет ориентироваться в окружающей обстановке и формировать правильный выбор при постановке актуальных нравственных целей.
По словам Аристотеля найти надлежащую середину нелегко, поскольку чувства и поступки часто становятся порочными. При этом моральное падение может иметь различный характер. Обрести добродетель и поступать правильно можно только одним вышеописанным путем.
Современное понимание порядочности во многом совпадает с пониманием Аристотеля. Порядочные люди одинаковы, а дурные разнообразны. Многие люди часто потакают собственным слабостям.
Поскольку Аристотель утверждал, что высшее благо в жизни человека – это счастье и блаженство, которое достигается совершением правильных поступков. Таким образом, для Аристотеля важен нравственный идеал.
Нравственный идеал по Аристотелю
Нравственный идеал – это представление людей о совершенной личности, воплощающей в себе лучшие моральные качества и являющейся образцом для подражания, эталоном поведения, целью, на достижение которой должны быть направлены усилия человека.
В связи со всем вышесказанным человеческое благо представляет собой деятельность души, которая соотносится с добродетелью. Высшее благо совпадает с высшей формой деятельности и разумной добродетелью. Добродетель есть счастье и блаженство.
Целью человеческой жизни называют счастье.
Счастье – это общая удовлетворенность жизнью и получение от нее хронического удовольствия, которое существует в течение всего пути.
Существует три основных вида деятельности, которые избираются сами по себе. К ним относят:
- развлечения;
- созерцательную деятельность;
- добродетельные поступки.
Глупыми могут казаться усердия и труд людей, которые направлены на организацию развлечений. Оригинальное мнение, которое также соотносится с современностью Аристотель высказал об играх детей. Игры, по мнению философа, нужны детям для их развития. Взрослым эти игры необходимы, как определенный вид отдыха. Они позволяют им восстановить силы и возобновить ту или иную деятельность.
Таким образом, Аристотель считал деятельность разума высшей формой жизни и деятельности, ни с чем не сравнимой ценностью; свободное же от материи «чистое» мышление он рассматривал как верховное начало в мире - божество.
Представления Аристотеля об окружающем мире актуальны для современной этики и могут быть приняты во внимание сегодняшним этическим знанием.