Понятие научная революция
Любая революция подразумевает качественно новый этап в развитии, переход от уже устоявшегося порядка вещей к чему-то качественно новому, до этого не существовавшего. Революция влечёт за собой изменения в фундаментальных понятиях, и имеет значительные последствия для науки в целом. Содержание самого понятия «научная революция» за частую трактуется по-разному, это и смена парадигм, и переход от одной исследовательской программы к другой или опровержение научных теорий. Перед исследователями стоит задача рассмотреть исторические события в ретроспективе, и выявить, на каких этапах имел место переход к новой системе знаний. Это даст возможность не только понять, когда произошла революция, определить её предпосылки, но и сделать прогноз на новый революционный скачок.
Основные черты и стадии революции в естествознании
Естествознание как наука не стала исключением. Учёные разошлись во мнении, что же считать революцией в естествознании и сколько было революций. Для начала необходимо определить, что считать характерными чертами революции в естествознании:
- теоретические и экспериментальные предпосылки;
- радикальное изменение взглядов на природные процессы, собственно сама революция;
- формирование новых принципов с последующим изменением картины мира;
- новые теории не всегда опровергают старые, они могут их дополнять, расширять или уточнять, например, несмотря на то, что со временем положения механики Ньютона перестали носить всеобщий характер, а стали распространяться только на область макрообъектов, они не были опровергнуты, им было отведено своё место в науке.
Революционный процесс в естествознании начинается тогда, когда происходит изменение способа познания. Например, первые мореплаватели в навигации ориентировались по движению звёзд, позднее с изобретением астролябии и компаса процесс упростился, и точность измерений также изменилась. Для отдельно взятого направления это стало революцией.
Революция является закономерным и повторяющимся историческим процессом, который отражает качественно новый этап в изучении окружающего мира. Революция в естествознании также проходит в несколько этапов:
- Постановка под сомнение неких научных идей;
- Разрушение несостоятельных теорий;
- Формирование новых теорий и расширение знаний о природе, которые ранее не были доступны;
- Появление научного фундаментального знания на базе, которого в дальнейшем складываются новые направления, течения, школы.
Естествознание как наука обладает одной значительной особенностью, в её состав входят разные дисциплины, изучающие природу и взаимодействие природы с другими окружающими объектами. Поэтому встаёт следующий вопрос, на каком уровне происходит революция? Поясним, революция может быть
- локальной или частной, то есть иметь место только в рамках одной науки или направления и особо не затрагивать смежные дисциплины;
- комплексной, то есть распространяться на несколько научных дисциплин;
- глобальной, осуществляет переворот во всех науке в целом.
Революция в естествознании
Взглянем теперь более предметно на ход исторического процесса формирования естествознания и посмотрим, в какие моменты и на каких этапах имели место те или иные революционные процессы.
Классическое естествознание.
По сути именно появление понятия классического естествознания в 17-18 веках и стало первой научной революцией, до этого существовали лишь разрозненные представления, выделяли несколько научных представлений, но науки естествознание, по сути, не было. Только в 17 веке было сформулировано понятие, естествознание, выделены объект, предмет, цели, сформулированы основные положения. Так же в этот период была представлена механическая картина мира, сформировавшаяся под влиянием механики Ньютона.
Дифференциация дисциплин.
К концу 18 века началу 19 в естествознании происходит переворот, связанный в первую очередь с несостоятельностью механической картины мира и далее с выделение отдельных дисциплин: физики, химии, биологии, и формированию частных картин мира.
Первые две революции можно обозначить как науко-образовательные, то есть они заложили те представления, которые в дальнейшем стали развивать учёные современности.
Неклассическое естествознание.
Этот революционный процесс скорее схож с цепной реакцией, поскольку в разных науках стали одновременно совершались фундаментальные открытия: физика и химия (квантовые теории), биологи (становление генетики), астрономия (нестационарность вселенной) и др.
В ходе этой научной революции стало складываться понимание об относительности теорий, заложенных на ранних этапах развития. Вместо единственно истинной теории возникает осознание, что допускается описание объекта с нескольких позиций, причём каждая из которых не противоречит, а дополняет остальные. Происходит корреляция научного знания, в связи с этим появляются отсылки на конкретные методы исследования, а значит и дисциплины. Самый простой пример, это теория относительности Эйнштейна, в которой отсутствует чёткая фиксация средств наблюдения в отличие от классической механики.
Постнеклассическое естествознание.
Внедрение научных знаний во все сферы жизни и деятельности человека, научное знание становится более доступным и наглядным. Плоды труда учёных всё больше внедряются в бытовую сферу, например, компьютер, изначально созданный исключительно в научных и военных целях. Наука становится проблемно ориентированной, а исследования проводятся под конкретные задачи. Сами научные изыскания всё больше фокусируются на экономической и социальной стороне, а не на открытиях ради открытий.